МЕССАЛИАНЕ, евхиты - Страница 8

Имеющиеся совпадения исследователи объясняют тем, что одним из источников, на которые опирался Иоанн Дамаскин, были акты третьего Вселенского Собора. При этом пункты, перечисляемые Иоанном Дамаскином и являющиеся одним из наиболее важных источников для реконструкции учения мессалиан, в некоторых случаях совпадают с положениями «Макариевского корпуса» («Corpus Macarianum»), что создаёт для исследователей проблему связи «Корпуса» с мессалианским «Аскетиконом», осуждённым на третьем Вселенском Соборе. Как показал М.М. Дунаев, лишь немногие пункты Иоанна Дамаскина тождественны «Корпусу» буквально, другие или близки лексически, или вообще не имеют никакого соответствия в тексте. По мнению исследователей, перечень взглядов мессалиан, установленный ещё на Константинопольском Соборе 426 г. в качестве резюме мессалианской аскетической книги, крайне тенденциозен и часто искажает подлинные взгляды автора «Корпуса», учение которого несовместимо с мессалианством, хотя «Макариевский корпус» действительно имел хождение среди мессалиан. Евфимий Загабен (ум. около 1122 г.) в трактате «Догматическая паноплия» (или «Догматическое всеоружие православной веры»), связал сторонников богомильства, которое получило распространение в Византии в XI–XII вв., не только с павликианами, но и с мессалианами. По мнению исследователей, отождествление мессалианства и богомильства было в целом характерно для византийских источников конца XI – середины XV вв.: «Исторического синопсиса» Георгия Кедрина, трактата «О ересях» Константина Арменопола, «Алфавитной синтагмы» иеромононаха Матфея Властера («О валентинианах, или евхитах, богомилах и мессалианах») и «Разговора (диалога) против всех ересей» Фессалоникийского архиепископа Симеона. Матфей Властарь, в частности, указывает на то, что богомильство, возникнув недавно как отдельная ересь, тем не менее, является частью ереси мессалиан, поскольку она «во многом согласна с их учением» и лишь добавила к нему новые ложные идеи («О богомилах»). При этом сведения об истории и доктрине мессалиан, содержащиеся в указанных выше текстах, в целом соответствуют данным более ранних источников. О вероучительных положениях мессалианства, а также о направлениях, отождествляемых с ним, сообщается и в поздних западносирийских источниках, среди которых исследователи называют «Историю» и сочинение «Светильник святилища» Григория Бар Эвройо (ум. в 1286 г.).

 



 
PR-CY.ru