МЕССАЛИАНЕ, евхиты - Страница 4

Кроме того, Епифаний Кипрский приводит важные сведения о религиозной практике мессалиан и об их повседневной жизни: отречении от мира, отсутствии собственности, сборе подаяния, несоблюдении постов и др. В «Панарионе» Епифаний Кипрский затронул проблему происхождения мессалианства и подробно раскрыл связь между мессалианами и некими «мартирианами из числа эллинов, а также евфимитами и сатанианами», о чём упомянуто и в «Анкорате». Относя современное ему мессалианство к числу христианских ересей, Епифаний Кипрский, тем не менее, указывает, что «мессалиане, бывшие прежде», происходили от эллинов, т.е. от язычников. По мнению исследователей, автор не обладал точной информацией о происхождении мессалиан и стремился вписать мессалианство в свою классификацию ересей. Первым латинским источником, в котором упоминаются сторонники мессалианства, исследователи называют «Разговор (диалог) против пелагиан» Иеронима Стридонского, который относит мессалиан к числу тех, «кто проповедуют бесстрастие». Сообщая краткую информацию об их учении, Иероним Стридонский также указывает, что мессалиане были распространены «почти во всей Сирии». По мнению исследователей, о проникновении мессалиан на территорию Северной Африки может свидетельствовать сочинение Гиппонского епископа Августина Блаженного (ум. в 430 г.) «О монашеском труде» («De opere monachorum»), в котором он критикует монахов, отвергавших ручной труд. Обвинение мессалиан в том, что они не желают трудиться под предлогом непрестанной молитвы, есть также в «Слове о добровольной нестяжательности» («De voluntaria paupertate ad Magnam diaconissam», около 426 – 427 гг.) преподобного Нила Анкирского (ум. около 430 г.) и в «Apophthegmata Patrum». Нил Анкирский называет среди руководителей мессалиан выходца из Месопотамии Адельфия, осуждённого на Соборе под председательством Антиохийского архиепископа Флавиана I (381–404 гг.), и некоего Александра, незадолго до этого появившегося в Константинополе. По мнению исследователей, существуют весомые основания отождествлять его с Александром Константинопольским (ум. около 430 г.), который создал монастырь на берегу реки Евфрат и обучал его насельников непрестанной молитве, разделив их для этого на 24 чреды. Позднее он основал в Константинополе обитель «неусыпающих» (см. Акимиты). Житие Александра Константинопольского, написанное, по мнению исследователей, вскоре после его смерти его учеником, представляет особый интерес для исследователей с точки зрения возможной связи между мессалианством и исихазмом. Исследователи отмечают, что важные сведения о доктрине мессалиан содержатся в «Церковной истории» и в «Краткой истории еретических вымыслов» Феодорита Кирского (эти сведения не зависят от сообщений Епифания Кипрского). После повествования о борьбе православных и ариан в правление императора Валента (364–378 гг.) Феодорит Кирский приводит в «Церковной истории» материал о ересях, не имевших отношения к арианским спорам: авдианах, или антропоморфитах (см. ст. Авдей Эдесский), и о мессалианах.

 



 
PR-CY.ru