МЕССАЛИАНЕ, евхиты - Страница 6

По мнению исследователей, описание носит, скорее, исторический, чем доктринальный характер: в отличие от Феодорита Кирского Константинопольский патриарх Фотий I не излагает мессалианское вероучение. По мнению исследователей, повествование в «Библиотеке» может быть разделено на пять частей: 1) описание антимессалианской деятельности Амфилохия Иконийского, Флавиана Антиохийского и Литоия Мелитинского; 2) перечисление мер, предпринятых против еретиков Константинопольским архиепископом Аттиком (406–425 гг.); 3) рассказ об осуждении мессалиан на Константинопольском Соборе 426 г. под председательством архиепископа Сисиния I; 4) изложение событий, предшествовавших осуждению мессалиан на третьем Вселенском Соборе. Деяния Константинопольского Собора 426 г., на которые, по мнению исследователей, повлияли акты Сидского Собора, сыграли весьма значительную роль в греческой традиции полемики с мессалианами. Исследователям известно, что архиепископ Сисиний I направил грамоту против мессалиан всем епископам Памфилии, в том числе Амфилохию, епископу Сиды, который позднее принял участие в третьем Вселенском Соборе и для которого борьба с мессалианством оставалась актуальной проблемой. Сохранилось послание к епископу Амфилохию, составленное его другом, Александрийским архиепископом Кириллом (ум. в 444 г.). В послании говорится о том, что не следует проявлять излишнюю строгость к мессалианам, желающим раскаяться и вернуться к православной вере: от них требуется лишь произнести анафему против ереси. В свою очередь, отцы третьего Вселенского Собора, которые осудили бытовавшую в среде мессалиан аскетическую книгу («Аскетикон»), опирались, по мнению исследователей, именно на деяния Константинопольского Собора. Что касается упомянутого выше раздела «Библиотеки» Константинопольского патриарха Фотия, то он представляет для исследователей большой интерес, поскольку в нём приводятся более подробные сведения о лидерах мессалиан, чем у Феодорита Кирского, который лишь называет их по именам. Константинопольский патриарх Фотий перечисляет также участников Антиохийского Собора, среди них – Марута (ум. после 410 г. см. Маруф, епископ Майферката (греч. Мартирополь; ныне Сильван, Турция), упомянувший, по мнению исследователей, о мессалианах в своём «Трактате о ересях». Фрагмент из «Библиотеки» является единственным источником, сообщающим о Сидском Соборе.

 



 
PR-CY.ru