МЕССАЛИАНЕ, евхиты - Страница 7

По мнению К. Стюарта, записи, которые были составлены Амфилохием Иконийским, представляли собой протоколы заседаний этого Собора. Однако исследователь полагает, что хронология Фотия неверна, и Антиохийский Собор (380–390 гг.) предшествовал Сидскому. Определённую информацию о роли Амфилохия Иконийским и Флавиана Антиохийского содержит сочинение одного из основоположников умеренного монофизитства Антиохийского патриарха Севира (ум. в 538 г.) «Против прибавлений Юлиана», текст которого сохранился в сирийском переводе. В нём, в частности, сообщается о «записях», составленных против Адельфия. По мнению исследователей, речь идёт уже об актах Антиохийского Собора. Сведения о мессалианстве содержатся также в одном из писем Севира. О мессалианах упоминает видный деятель сирийского монофизитства Филоксен (Аксенайя; ум. в 523 г.), епископ Иерапольский (Маббугский), в письме монаху Патрикию Эдесскому. Краткое сообщение о мессалианах содержится и в схолиях халкидонита Иоанна Скифопольского на «Ареопагитики», написанных между 537 и 543 гг. (раньше все схолии атрибутировали Максиму Исповеднику). В схолиях мессалиане именуются также адельфианами, лампетианами и маркианами. Свидетельства о распространении мессалианства на территории сасанидского Ирана в V – начале VII вв. содержатся в текстах, которые относятся к Церкви Востока, вероучение которой традиционно отождествляется с несторианством, в том числе в «Восточном Синодике» (канонический сборник, включающий соборные постановления, датируется приблизительно концом VIII в.) и в комментариях Баввая Великого (ум. около 628 г.; см. Бабай Великий) на сирийский перевод «Умозрительных глав» Евагрия понтийского. Активную полемику с мессалианами вёл Исаак Сирин (не раньше середины  VI в. – не позже первой половины VIII в.), указывавший на недопустимость пренебрежения внешними формами молитвы. О борьбе с мессалианами упоминает Феодор бар Кони (VIII в.) в своей «Книге схолий». Постановления Константинопольского Собора 426 г. продолжали оставаться важным источником о мессалианах и в VI в. По мнению исследователей, на них опирался клирик храма Святой Софии в Константинополе пресвитер Тимофей в сочинении «О приходящих в Церковь», или «О принятии еретиков», где он перечислил 19 основных положений мессалианства. Определённые параллели исследователи видят между этими положениями и 18 пунктами мессалианской доктрины, которые Иоанн Дамаскин (ум. до 754 г.) изложил в трактате «О ересях» (впрочем, по мнению исследователей, тексты значительно отличаются друг от друга по форме и содержанию).

 



 
PR-CY.ru