МЕССАЛИАНЕ, евхиты - Страница 3

Свидетельства противников мессалиан на языках оригиналов были собраны М. Кмошко (ум. в 1931 г.) и помещены им в качестве приложения в издание сирийской «Книги степеней», раньше ошибочно считавшейся мессалианской (тексты, извлечённые из уже имевшихся изданий, сопровождаются латинским переводом). Однако исследователи отмечают, что для многих из этих текстов были подготовлены новые критические издания, а ряд источников были опубликованы уже после 1926 г. Кроме того, исследователи отмечают, что М. Кмошко не учёл ряд источников, главным образом, поздневизантийских, в которых отождествляются мессалиане и богомилы. Даже в случае отрицательного решения вопроса о наличии генетической связи между мессалианством и богомильством эти источники представляют для исследователей большой интерес с точки зрения реконструкции взглядов византийских ересиологов. Самые ранние упоминания о мессалианах исследователи встречают в 22-м мадраше (гимне) «Против ересей» Ефрема Сирина (около 306 – 373 гг.), а также в произведениях Епифания Кипрского (ум. в 403 г.): в «Анкорате» (или «Слове якорном») и в «Панарионе». Во всех трёх источниках мессалиане занимают последнее место в списках еретиков. В исследовательской литературе высказывались различные предположения относительно времени написания мадрашей «Против ересей» – до перехода Нисибина под власть персов в 363 г. либо уже после этой даты; в любом случае, «terminus ante quem» первого свидетельства о мессалианах исследователи считают год смерти Ефрема Сирина (373 г.). В перечне еретических учений, включавшем доктрины Валентина, Маркиона и Бардесана, арианство и др., преподобныйй Ефрем упоминает о существовании «молящихся, которые развратились», добавляя при этом: «Благой да вернёт их в Свою обитель». В то время как о большинстве лжеучений в мадрашах «Против ересей» говорится неоднократно, процитированные две строфы исследователи называют единственным упоминанием о мессалианах у Ефрема Сирина. По мнению исследователей, это может служить указанием на то, что мессалианство было для него новой ересью. Исследователи отмечают, что хотя на первый взгляд фрагмент не содержит какой-либо существенной информации, касающейся доктрины и практики мессалиан, однако К. Стюарт сделал предположение о сознательной игре слов, поскольку корни, производными от которых являются соответственно причастие «молящиеся» и глагольная форма «евхиты» были созвучными для сирийских читателей и слушателей. Поскольку «преклонять(ся)» – это основное значение корня, а форма «евхиты» переводится не только как «быть развратным, распутным», но и как «начать колебаться», «прийти в возбуждение», «взыграть», Ефрем Сирин, используя эти слова, мог высмеивать поведение мессалиан во время молитвы, в том числе их экстатические практики, что находит подтверждение в именовании мессалиан «энтузиастами», характерном для греческих текстов. Исследователи отмечают, что приводимая Епифанием Кипрским в «Панарионе» информация о мессалианах, напротив, весьма подробна, хотя и не всегда имеет соответствие в более поздних источниках (возможно, потому, что он описывал начальную стадию развития мессалианской доктрины).

 



 
PR-CY.ru