МЕССАЛИАНЕ, евхиты - Страница 5

По мнению исследователей, главу о мессалианстве можно разделить на несколько частей: 1) объяснение названий «мессалиане» (Феодорит приводит также его греческий эквивалент) и «энтузиасты»; 2) общие сведения о доктрине и практике мессалиан (отказ от физического труда, восприятие своих снов в качестве пророческих, индифферентное отношение к церковным таинствам, в том числе к евхаристии), а также список из пяти лидеров ереси; 3) описание мер против мессалианства, предпринятых Литоием, епископом Мелитины (ныне Малатья, Турция), и Иконийским епископом Амфилохием (373/374 г. – после 394 г.); 4) история осуждения Антиохийским архиепископом Флавианом большого числа мессалиан во главе с Адельфием; осуждению предшествовал созыв в Антиохии большой группы монахов (данный фрагмент также содержит изложение мессалианского отношения к молитве и таинствам, которое было вложено Феодоритом Кирским в уста Адельфия). Материал, который содержится в «Краткой истории еретических вымыслов», совпадает с изложенным выше лишь частично и может быть разделён, по мнению исследователей, на следующие смысловые части: 1) объяснение термина «мессалиане» и его греческого эквивалента, а также изложение доктрины мессалиан, которое включает сведения, заимствованные из «Церковной истории»; 2) повествование об осуждении Адельфия, из которого, однако, исключены сведения о вероучении мессалиан; 3) упоминание об особенностях мессалианства и перечень пяти руководителей ереси (имена даны в ином порядке по сравнению с «Церковной историей»); 4) в заключительной части упоминаются антимессалианские послания Мелитинского епископа Литоия, а также записи с изложением вероучения мессалиан, составленные Амфилохием Иконийским со слов самих еретиков. По мнению исследователей, при написании главы о мессалианах для «Краткой истории еретических вымыслов» Феодорит Кирский использовал некие источники, которые были ему недоступны во время работы над «Церковной историей». Исследователи отождествляют упоминаемое им собрание в Антиохии под председательством Флавиана I с Антиохийским Собором против мессалиан. Хотя Феодорит Кирский сообщает об активной борьбе Амфилохия Иконийского с мессалианами, он ничего не говорит о другом антимессалианском Соборе, который проходил в городе Сида (ныне Сиде, Турция), на котором Амфилохий председательствовал. Годы проведения Антиохийского и Сидского Соборов остаются предметом дискуссий. Многие исследователи считали, что оба Собора состоялись в 383 г., весьма распространено мнение, согласно которому Сидский Собор (около 383 г.) предшествовал Антиохийскому (около 390 г.). Такая последовательность Соборов подтверждается сообщением Константинопольского патриарха Фотия I (858–867, 877–886 гг.), который сообщает в своей «Библиотеке», что отцы Сидского Собора направили Антиохийский архиепископ Флавиану послание об осуждении мессалианства. Получив это послание, Антиохийский архиепископ Флавиан созвал против мессалиан новый Собор. При написании раздела о мессалианах Константинопольского патриарха Фотий I опирался на некое утерянное ныне собрание текстов, имевших отношение к мессалианству.

 



 
PR-CY.ru