МАРКЕЛЛ, Безбородый - Страница 9

По-видимому, первым исследователем, который отождествил упоминаемого в «Предисловии...» Маркелла с новгородским игуменом, был Вукол Михайлович Ундольский. Впоследствии архиепископ Филарет (Гумилевский) также называл Маркелла автором мелоса Псалтири. Позднее архимандрит Леонид (Кавелин), комментируя состав сборника, включающего «Предисловие...» (Исторический музей), при имени Маркеллаа указал: «...Игумен Хутынского монастыря в 1555 году». Иван Алексеевич Гарднер в статье 1966 г. также писал об «известии», «что Псалтирь распел в Новгороде игумен Новгородскаго Хутынского монастыря, Маркел Безбородый», однако добавил замечание: «...Вышесказанное является не более чем… предположением». Тем не менее, в дальнейшем точка зрения на «певчую Псалтирь» как на авторский труд Маркелла прочно вошла в научные исследования и уже не подвергалась критике (её придерживались Николай Дмитриевич Успенский, Татьяна Генриховна Казанцева, Наталья Васильевна Рамазанова, Галина Андреевна Пожидаева, Николай Павлович и Наталья Владимировна Парфентьевы, Ольга Александровна Крашенинникова и др.). Однако у исследователей есть серьёзные основания сомневаться в том, что мелос для псалмовых стихов и припевов создал один распевщик, и что им был Маркелл: если другие мастера певческого искусства, названные в «Предисловии...», например, Феодор Христианин, архимандрит Исаия (Лукошков), Ростовский митрополит Варлаам (Рогов), нередко указаны в качестве авторов песнопений в ремарках певческих рукописей, то имя Маркелл или Маркелл Безбородый в них почти не встречается. Исключением, по сведениям Анатолия Аркадьевича Турилова, является старообрядческая рукопись второй четверти – второй трети XIX в. (Российская государственная библиотека), озаглавленная «Псалтирь Давида пророка и царя, или Книга священных песнопений. Положена в распев знаменного пения трудолюбивым Маркелом, иноком Новгородским, последи бывшим игуменом монастыря... Варлаама Хутынского». Если Маркелл всё-таки распел Псалтирь, то требуется уточнение, какой именно мелос для каких именно псалмов он сочинил. В широком смысле Певчей Псалтирью могут называться все певчески распетые тексты псалмов. Некоторые из них известны исследователям по нотированным рукописям раннего периода (конец XII – начало XIII вв.), однако бо́льшая часть псалмовых песнопений письменно фиксируется в певческих книгах только c конца XV в. К ним исследователи относят: 103-й псалом, первая кафизма, псалмы «Господи воззвах» – на вечерне, «Бог Господь», вторая и третья кафизмы, непорочны (17-я кафизма), полиелей, хвалитные псалмы – на утрене.

 



 
PR-CY.ru