МАРКЕЛЛ, Безбородый - Страница 4

Подпись Маркелла читается во втором каноне одной из редакций службы Никите Переяславскому. Канон восьмого гласа «Пение прими от устен недостойных, Человеколюбче…» предваряется надписанием: «Канон, имеяй краегранесие: Пение приношу молебно предивному отцу Никите». Исследователи отмечают, что акростих оформлен оригинально: из него выпущены гласные, подобно затитлованным надписям на иконах и плащаницах. В девятой песни канона складывается акростих «МРКЛ», повторяющий подпись Маркелла в канонах Никите Новгородскому. Благодаря подписи принадлежность этого канона Маркеллу не вызывает у исследователей сомнений. Этот канон преподобному Никите Переяславскому известен исследователям только по трём спискам XVII в., в которых он входит в состав бденной редакции службы преподобному Никите. Её появление, скорее всего, как полагают исследователи, связано с особым почитанием преподобного царём Иваном IV Васильевичем Грозным, его паломничествами в Переславский монастырь в 1550 гг. и торжественным прославлением святого в 1564 г. В основе бденной службы лежит шестеричная редакция, широко представленная в рукописях с XV в., также использованы стихиры более поздней славословной редакции. О знакомстве Маркелла с другими вариантами службы свидетельствует и фраза из седальна по полиелее: «Новое похваление принесем тебе, преподобне…» Маркеллу атрибутируются сопровождающие канон восьмого гласа песнопения: стихиры на стиховне малой вечерни, «ины» стихиры на «Господи, воззвах» четвёртого гласа, стихиры на литии и стихиры на стиховне великой вечерни, седальны с богородичнами по первом и втором стихологиям, седален с богородичном по полиелее, стихира по 50-м псалме и стихиры на хвалитех на утрене. В состав этой редакции также входит тропарь четвёртого гласа «Христову мученику тезоименит был еси…» (его текст и распев Наталья Васильевна Рамазанова атрибутировала Ивану IV Васильевичу Грозному). Основная часть этих песнопений следует сюжетной канве Жития святого. В песнопениях бденной редакции упоминается о покаянии Никиты и его уходе из дома, о его приходе в монастырь, монашеских подвигах, веригах, столпничестве и чудотворениях, о чуде избавления святого от змея в келии и об исцелении князя Михаила Черниговского, об убийстве святого и о чудесном обретении его вериг в Волге. Помимо общности сюжета бо́льшая часть песнопений бденной редакции близка к Житию и текстуально. Почти все они оригинальны, лишь для стихир на литии частично были переработаны стихиры Сергию Радонежскому, в которые добавлены некоторые житийные подробности. Исследователи отмечают, что последовательность переложения сюжета Жития в перечисленных песнопениях и каноне составляет единое целое, что позволяет атрибутировать бденную редакцию службы Маркеллу. Гимнографическое изложение жизни святого в бденной службе заканчивают стихиры на хвалитех, текстуально близкие к Похвале Никите Переяславскому, завершающей Житие в ряде списков. В целом сюжетная композиция бденной службы отличается внутренним единством, а песнопения, её составляющие, – нарративностью, не характерной для древнерусской гимнографии.

 



 
PR-CY.ru