МАРКЕЛЛ, Безбородый - Страница 7

В этом случае внесение подписей в каноны призвано было подчеркнуть наличие авторской редактуры. Предположительная атрибуция Маркеллу службы преподобному Савве Сторожевскому, бытующая в историографии, основана на том, как полагают исследователи, что это последование появилось практически одновременно с Житием сторожевского подвижника, написанным Маркеллом. Однако в источниках нет ни акростиха, ни каких-либо исторических свидетельств в пользу этой атрибуции. Ссылаясь на фактографическую бедность службы и её вполне типичный стиль, Ф.Г. Спасский отвергал авторство Маркелла. Однако полностью исключить вероятность такой атрибуции исследователи не могут. Ф.Г. Спасский на основе стилистического анализа текста трёх служб Маркелла пришёл к выводу, что для его гимнографии характерен экспрессивный стиль. Однако текстологические данные свидетельствуют о том, что характер произведений Маркелла зависит от характера литературного источника, положенного в основу службы. Для исследователей очевидно, что сюжетную канву для своей гимнографии Маркелл заимствовал из Житий. Для служб Никите Новгородскому и Савве Сторожевскому такая канва была не нужна, т.к. книжник сам был автором житийных текстов о них. В других случаях, перерабатывая Жития, он придерживался их настолько близко, что порой заимствовал из них целые отрывки. Особенно близко житийный текст передан в службе Иоасафу Индийскому, что обусловило, по мнению исследователей, необычный «драматургический» характер этого произведения. Такой метод работы гимнографа достаточно исследователи считают оригинальным. Стиль песнопений Маркелла, не основанных на прозаических источниках, вполне исследователи считают обычным для XVI в. – он соответствует традициям, распространённым на Руси благодаря творчеству Пахомия Логофета. Вместе с тем в области акростиха Маркелл, по мнению исследователей, был новатором. Пахомий Логофет, возродивший на Руси акростишную гимнографию, использовал не буквенные, а словесные акростихи, в которых краегранесие складывается по слогам, словам и словосочетаниям. Он не применял буквенной акростишной подписи в своих канонах, указывая только авторство в надписании. Отказавшись от словесного акростиха, Маркелл искал новые акростишные формы: во-первых, по мнению исследователей, он стал первым гимнографом, составившим славянский азбучный канон; во-вторых, использовал обратный, «зеркальный», акростих, насколько исследователям известно, не применявшийся до него русскими гимнографами; в-третьих, скорее всего, именно ему исследователи готовы приписать заслугу возрождения традиции акростишной буквенной подписи, сохранившей для нас имена многих гимнографов XVI–XVII вв.; в-четвёртых, в своих произведениях Маркелл использовал «затитлованный» фразовый акростих (фраза в акростихе построена преимущественно на согласных), аналоги которого исследователям не известны в славянской гимнографии. Актуальность поисков Маркеллом новых форм акростиха подтверждается посланием Максима Грека «к некоему другу, в немже сказание трех неких взысканий, нуждных всякому рачителю книжному», в котором афонский инок описывает виды акростихов в византийской гимнографии.

 



 
PR-CY.ru