МАРКЕЛЛ, Безбородый - Страница 2

Тот факт, что практически сразу после создания Житие вошло в Успенский и Царский списки Великих Миней Четьих, позволяет исследователям предположить, что оно создавалось специально для этого сборника. Заказывая текст для первого русского агиографического свода, митрополит должен был знать Маркелла как образованного книжника, однако данных о более ранних произведениях этого автора у исследователей нет. Житие преподобного Саввы составлено между 1543 и 1552 гг. (нижняя граница обусловлена началом правления последнего упоминаемого в Житии сторожевского игумена, верхняя – годом вложения Великих Миней Четьих в Успенский собор Кремля). Включение Жития в Великие Минеи Четьи объясняет исследователям стабильность его текста. Оно известно исследователям в единственной редакции; текстологические данные позволяют исследователям выделить только два варианта текста – «четьи-минейный» и «монастырский», восходящий к скрипторию Саввина Сторожевского монастыря. В «Житии преподобного Саввы» Маркелл пользуется традиционными приёмами организации агиографического текста как в композиции, так и в поэтике: оно состоит из житийной части и описания чудес. Житийные сведения скупы и, в основном, касаются монашеской жизни преподобного и устроения им Сторожевской обители. Причину этого Маркелл объясняет так: «Мы же о рожении и о въспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше, въкратце написахомъ» (Великие Минеи Четьи). Исследователи отмечают, что некоторые сведения Жития (например, о времени игуменства преподобного Саввы в Троице-Сергиевом монастыре) противоречат другим историческим источникам. Чудеса преподобного Саввы в Житии представляют собой переработанные монастырские записи и охватывают период с 1430 гг. по 1640 гг. Исследователи отмечают, что в целом Житие преподобного  Саввы Сторожевского вполне традиционно для своего времени и не имеет выдающихся литературных достоинств. «Похвальное слово Никите Новгородскому» (начало: «В память вечную будет праведник, понеже убо праведных память воспоминается въ всяко время») атрибутируется Маркеллу на основании записи в Новгородской второй летописи под 1558 г., где произведение названо Житием. Скорее всего, как полагают исследователи, Маркелл создал Слово одновременно с каноном святителю Никите в рамках подготовки его официальной канонизации. Являясь первым самостоятельным текстом о святом, произведение Маркелла распространено в рукописях под заглавием «Слово похвальное». Исследователи отмечают, что с точки зрения жанра произведение Маркелла соответствует надписанию: это – Слово, прославляющее святителя в общих выражениях, характерных для агиографического стиля «плетение словес». Хотя единственным сообщающим о жизни святителя Никиты источником, которым располагал Маркелл, был «Киево-Печерский патерик», автор стремился найти и другие сведения: «Рождениа же его места и родителема именованиа обрести не возмогохом, токмо сведетельство приемше от инех отець Печеръскаго монастыря иже в Киеве» (Российская национальная библиотека). При этом в 25-м Слове патерика содержится рассказ о Никите – юном затворнике, который впал в прелесть из-за непослушания игумену и чудом спасся по молитвам печерских подвижников.

 



 
PR-CY.ru