МАРКЕЛЛ, Безбородый

МАРКЕЛЛ, Безбородый? – игумен, агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митрополита Московского и всея Руси Макария (1542–1563 гг.). Источники сохранили о нём скупые сведения. В Житии преподобного Саввы Сторожевского, написанном до 1552 г. по благословению митрополита Макария, Маркелл называет себя иноком. В феврале 1555 г. в Никоновской летописи Маркелл упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского монастыря в составе группы новгородского духовенства, участвовавшего в поставлении архиепископа Казанского и Свияжского Гурия (Руготина; «Полное собрание русских летописей», том 13, часть 1). Имя игумена неоднократно названо в летописях ошибочно, как полагают исследователи, потому, что в Новгороде Маркелл был чужаком. В Новгородской второй летописи сказано о прибытии 22 апреля 1555 г. из Москвы в Новгород архиепископа Пимена (Чёрного), «да и Спасскои игумен Мартиреи с ними же приехал Хутынской Пахнутиева монастыря» («Полное собрание русских летописей», том 30). Какова была связь Маркелла с Пафнутиевым Боровским монастырём, исследователям неизвестно, но исследователи полагают, что его появление в Новгороде могло быть инициировано бывшим насельником этого монастыря митрополитом Макарием. Игуменом Хутынского монастыря Маркелл пробыл примерно с 1552 г. до 1556 г., когда в Новгородской третьей летописи упоминается уже другой хутынский игумен («Полное собрание русских летописей», том 3). В статье под 1558 г. Новгородской второй летописи рассказывается о том, что Маркелл, «оставя игуменство, жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумене Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркел житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве» («Полное собрание русских летописей», том 30). Когда точно и почему Маркелл оставил игуменство и где находился до Антониева монастыря, исследователям неизвестно. Исследователи полагают, что сообщение Новгородской второй летописи, скорее всего, надо понимать следующим образом: оставив игуменство, Маркелл оказался в Антониевом монастыре, где за шесть месяцев до октября 1558 г. создал Житие и канон Никите Новгородскому, а 28 октября 1558 г. отправился в Москву. С этого момента летописные источники о нём молчат. Прозвище Безбородый, прочно вошедшее в историографию, Маркеллу приписывает автор памятника XVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение». Среди прочих распевщиков он упоминает о Маркелле: «А Псалтырь роспета в Великом Новеграде. Некто бысть инок именем Маркел, прослутием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепископу Новгородскому, вельми изящен» (Российская национальная библиотека). Существует мнение об ошибочности отождествления гимнографа Маркелла с распевщиком Псалтири. Из агиографических произведений Маркелла относительно надёжно атрибутируют «Житие Саввы Сторожевского» и «Похвальное слово Никите», епископу Новгородскому. Житие преподобного Саввы составлено Маркеллом по благословению митрополита Макария, «умолену ему бывшу отцы обители оноя», как сообщает сам автор.

 



 
PR-CY.ru