МАРКЕЛЛ, Безбородый - Страница 3

Об исправлении инока в патерике говорится достаточно кратко. В «Похвальном слове» Маркелл был вынужден завуалировать сюжет с искушением Никиты и прославлять святого только в общих выражениях: «И по некоем времени въ мале хизине себе затворишя и велияром запят бысть. Но сего козни, яко волны морьския, камени приразившеся и сами в [пены] разыдошася. Сеи же блаженныи, яко крепкии адамант, помощию Вышняго сего победи и козни разори, и до конца без вести сего сътвори» (Российская национальная библиотека). Несмотря на скудный житийный материал, труд Маркелла, как полагают исследователи, получил одобрение, что способствовало принятию окончательного решения о всероссийской канонизации святого. Маркелл оставил заметный след в истории славянской гимнографии. Объём гимнографического наследия Маркелла до конца не выяснен. Бесспорно атрибутируются ему только каноны, содержащие акростишную подпись автора, – два канона Никите Новгородскому, канон преподобному Никите Переяславскому и канон святому Иоасафу, царевичу Индийскому. Акростишную подпись Маркелла впервые прочитал Феодосий Георгиевич Спасский при работе с печатными Минеями. Именно ему принадлежит атрибуция четырёх канонов, он же первым дал высокую оценку гимнографическому творчеству Маркелла. Современные исследователи более детально описывают творческий метод Маркелла, сделаны текстологические попытки расширить круг атрибутируемых ему гимнографических произведений. Исследователи отмечают, что в службе Никите Новгородскому оба канона – азбучные, и в обоих акростих завершается подписью, составленной из согласных букв имени автора. В первом каноне (глас 3, начало: «Агнче Непорочный, Божий Слове») акростих читается в прямом порядке: МРКЛ, а во втором (глас 7, начало: «Щедроты Твоя призываем, Господи») – в обратном: ЛКРМ. Атрибуция Маркеллу первого канона опирается не только на его подпись в акростихе, но и на свидетельство Новгородской II летописи. Исследователи полагают, что гимнограф сначала составил только молебный канон с прямым акростихом и с ним поехал в Москву для подготовки торжественного прославления святителя, а затем уже дописал службу с каноном, прославляющим мощи святого. Несмотря на разные мнения о том, была ли служба святителю Никите создана единовременно, исследователи не сомневаются, что весь текст принадлежит перу Маркелла (значительные заимствования из других гимнографических последований не обнаружены). Замысловатая «воспятословесная» подпись второго канона не всегда разгадывалась древнерусскими переписчиками, поэтому в целом ряде списков надписание указывает на «другого творца». Исследователи отмечают, что в рукописной традиции состав службы довольно стабилен, она прочно закрепилась в рукописных и печатных Минеях и Трефологиях под 30 или 31 января; азбучные каноны Никите Новгородскому часто встречаются и в Канонниках. Впервые служба опубликована в составе январской Минеи 1622 г.

 



 
PR-CY.ru