МАКАРИЙ, Оксиюк Михаил Фёдорович - Страница 8

20 сентября 1948 г. протопресвитер Г.Ф. Костельник был убит во Львове. Руководствуясь официальной версией властей, Макарий (Оксиюк) обвинил в этом убийцу, «подосланного Ватиканом и украинско-немецкими националистическими элементами». Макарий (Оксиюк) возглавил чин отпевания и произнёс речь на могиле Г.Ф. Костельника, «истинного борца за Святое Православие, мужественно поднявшего священное знамя борьбы против Ватикана». Патриаршим указом от 6 апреля 1946 г., ко дню Пасхи Макарий (Оксиюк) был удостоен сана архиепископа «за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью». Униатский кафедральный собор святого Георгия во Львове перешёл в ведение Макария (Оксиюка). По рекомендации Совета по делам Русской православной церкви православному епископу Львова были переданы митрополичьи покои униатского первоиерарха Андрея (Шептицкого). Здесь должны были размещаться резиденция Макария (Оксиюка), епархиальное управление и богословско-пастырские курсы, которые так и не были открыты. К концу 1947 г., по данным Макария (Оксиюка), в православие перешли 1124 униатских священника. Не перешли и остались на свободе 74 (им было отказано в регистрации и запрещено служить), остальные были постепенно арестованы или высланы (на 1 марта 1947 г. 190 человек из числа духовенства и 135 из мирян). В 1945 г. во Львовской области числилось 44 греко-католических монастыря, которые представляли основную оппозицию присоединению к православной церкви и были закрыты. Многие формально воссоединившиеся продолжали на богослужениях поминать папу Римского и служить по греко-католическим «Служебникам». С одной стороны, они опасались арестов, с другой – мести «партизан»: к августу 1946 г. относится ультиматум подпольных униатских деятелей к перешедшему в православие духовенству с требованием публично отречься от своего «отступничества». С 3 июня 1948 г. по 17 марта 1950 г. Макарию (Оксиюку) было поручено управление и Мукачевско-Ужгородской епархией с титулом «архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский». Этот период после убийства 1 ноября 1947 г. (по предположениям – органами МГБ УССР) греко-католического епископа Мукачевского Теодора Ромжи был отмечен в Закарпатье судебными преследованиями униатского духовенства, обвинённого в коллаборационизме. Макарий (Оксиюк) проводил работу среди низового униатского духовенства с целью их отказа от унии. 27–28 августа 1949 г., в дни празднования Успения Пресвятой Богородицы, в бывшем василианском монастыре на Чернечьей горе в Мукачеве было провозглашено прекращение церковной унии закарпатского духовенства с Римом. «Во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью» 18 августа 1949 г. патриарх Алексий I (Симанский) наградил Макария (Оксиюка) правом ношения креста на клобуке. Официально к 1949 г. на территории СССР греко-католическая церковь и все её административные органы были ликвидированы. Государство конфисковало её имущество и частично передало его в пользование православным епархиям. Административно-репрессивные методы воссоединения униатов с Русской православной церковью в целом отрицательно сказались на отношении к православной церкви населения Западной Украины.

 



 
PR-CY.ru