МАКАРИЙ, Оксиюк Михаил Фёдорович - Страница 6

Тогда же возникла мысль «на викарного епископа поставить кого-либо из униатских священников, например, Михаила Ивановича Мельника или Антония (Пельвецкого), воссоединить их с Русской православной церковью и посвятить в архиерея до созыва съезда (Собора) представителей, присоединившихся к “Инициативной группе”». В письме патриарху Алексию I (Симанскому) от 3 октября 1945 г. Г.Ф. Костельник подчёркивал, что новая православная иерархия «должна быть нашими людьми из униатов», галичан, что свидетельствовало бы об укоренённости православия на этих землях и соответствовало бы важнейшей местной традиции. Г.Ф. Костельник сообщал, что к Инициативной группе присоединилось значительное число греко-католического духовенства (больше 800 человек) и, таким образом, пора проводить заключительные мероприятия: епархиальные съезды духовенства в городах Львове, Дрогобыче, Тернополе и Станиславе, а затем общий Собор для принятия решения о воссоединении греко-католиков с Русской православной церковью и ликвидации Брестской унии на Западной Украине. По существу Инициативная группа подменяла собой епархиальную власть как в деле приёма греко-католиков в православие, так и в административном руководстве приходами, что вызвало негативную реакцию патриарха. В письме Г.Г. Карпову от 7 декабря 1945 г. он отметил целесообразность приёма «отдельных заявлений на воссоединение от униатских священников и через православного епископа», т.е. через Макария (Оксиюка). Патриарх Алексий I (Симанский) одобрил идею проведения епархиальных съездов, чтобы продемонстрировать «свободное волеизъявление униатского духовенства» и отсутствие давления со стороны православного духовного начальства или гражданской власти, но осторожно выступил против созыва всеуниатского Собора. Протоиерей Г.Ф. Костельник предлагал также разрешить жениться греко-католическим священникам-целибатам (которых в западных областях насчитывалось до 500) при сохранении священного сана, поскольку, сделавшись православными, «они уже не могли бы вернуться назад». Макарий (Оксиюк) в письме патриарху Алексию I (Симанскому) отрицательно отозвался о проекте, «потому что Апостольские правила и правила Вселенского собора не позволяют укладываться такому ответу в моём церковном сознании». Макарий (Оксиюк) сомневался в том, что греко-католические священники-целибаты в значительном числе воссоединятся с православной церковью, даже если им будет разрешено вступить в брак. Патриарх Алексий I (Симанский) поддержал Макария (Оксиюка), подчеркнув, что неженатый униатский священник может быть принят в Русскую православную церковь в сущем сане, но вступать в брак не может. Для координации мероприятий по воссоединению председатели Советов по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов Г.Г. Карпов и Иван Васильевич Полянский выехали в Киев, где в СНК УССР приняли представителей Инициативной группы.

 



 
PR-CY.ru