МАКАРИЙ, Оксиюк Михаил Фёдорович - Страница 5

В состав учредителей Инициативной группы входили доктор богословия генеральный викарий Перемышльской епархии Дрогобычской области Михаил (Мельник) и декан Гусятинского деканата Станиславской епархии Антоний (Пельвецкий). Во главе группы стоял каноник Гавриил Фёдорович Костельник, представлявший Львовскую униатскую епархию. Раньше он сотрудничал с немецкими властями и отличался антикоммунистическими убеждениями. Макарий (Оксиюк) полагал, что Г.Ф. Костельник имеет «автономистские» намерения и желает использовать воссоединение с Русской православной церковью как «националистический эксперимент». 28 мая Никита Сергеевич Хрущёв в качестве информации «о проведённой работе по разложению униатской церкви» направил Иосифу Виссарионовичу Джугашвили (Сталину) и Георгию Максимилиановичу Маленкову два документа Инициативной группы: «Обращение в СНК УССР» и «Письмо духовенству». Основное содержание «Письма…» составляла информация о борьбе с «латинизацией», «полонизацией» греко-католической церкви, что демонстрировало акцентирование авторами национальной темы. Сам процесс воссоединения назван постепенным, поэтому «не следует думать о моментальном преобразовании нашей униатской церкви в православную». В августе 1945 г. Макарий (Оксиюк) докладывал патриарху Алексию I (Симанскому), что заявления о присоединении к Инициативной группе ещё не означают готовности подписавшихся воссоединиться с православной церковью, а бо́льшая часть населения воспринимает именно униатов как «национальную украинскую церковь». Макарий (Оксиюк) признавался, что «от греко-католических священников пока не поступило... заявлений о желании их воссоединиться с Православной Церковью». Как писал Макарий (Оксиюк), «время воссоединения… ещё не наступило…, не только греко-католики миряне, но и их священники имеют превратное представление о Православной Церкви». Экзарх митрополита Иоанн (Соколов) намеревался командировать православное духовенство из Восточной Украины в Дрогобычскую и Станиславскую области, однако Макарий (Оксиюк) выступил против этой инициативы, опасаясь угрозы для жизни священнослужителей со стороны националистов. Против были и чины областного управления НКГБ, т.к. подобные перемещения могли спровоцировать конфликты с националистами. Наиболее легко воссоединялись приходы, священники которых бежали с немецкими войсками. На их места Макарий (Оксиюк) направлял православное духовенство с Холмщины и Лемковщины. Как сообщал уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК УССР Павел Семёнович Ходченко, «сам Оксиюк просит подобрать хороших, с высшим богословским образованием, знающих украинский язык» священнослужителей для работы по организации православных братств и миссионерской деятельности. В сентябре 1945 г. в информационном докладе в Москву П.С. Ходченко сообщал о необходимости выделить викарного епископа в помощь Макарию (Оксиюку).

 



 
PR-CY.ru