МАКАРИЙ, Оксиюк Михаил Фёдорович

МАКАРИЙ, Оксиюк Михаил Фёдорович (1884–1961 гг.) – митрополит Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов. Родился на Холмщине в семье зажиточных крестьян-украинцев; был старшим из четверых детей. Обучался в Варшавском духовном училище (1897–1901 гг.) и Холмской духовной семинарии (1901–1907 гг.). В числе его преподавателей в духовной семинарии был Дионисий (Валединский; впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши). В 1911 г. М.Ф. Оксиюк окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В период обучения в академии некоторое время проживал на квартире философа профессора Петра Павловича Кудрявцева, с которым впоследствии сохранял дружбу. Как один из лучших выпускников, М.Ф. Оксиюк был оставлен при академии стипендиатом для подготовки к получению профессорского звания. В «Отчёте о занятиях в 1911–1912 академического года профессорского стипендиата Михаила Оксиюка» (Киев, 1912 г.) содержится подробный аналитический обзор восточной и западной церковной письменности V–VIII вв., в частности, разбор сочинений представителей монашеской литературы V в. Еленопольского епископа Палладия и преподобного Марка Пустынника, в трудах которого М.Ф. Оксиюк отмечал влияние сочинений, приписываемых преподобному Макарию Великому. Особо М.Ф. Оксиюк выделял Августина Блаженного, школой которого «стало в известном смысле всё западное богословие». В 1912–1915 гг. в журналах «Холмская церковная жизнь» и «Холмская Русь» М.Ф. Оксиюк опубликовал ряд статей и заметок о церковной жизни Холмщины в XVII–XVIII вв. В «Трудах Киевской Духовной Академии» с 1911 г. и до окончания издания в 1917 г. печатались его проповеди, произнесённые в соборе Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря в Великий пост. В 1912 г. Совет Киевской духовной академии избрал М.Ф. Оксиюка на должность исполняющего обязанности доцента кафедры древнехристианской литературы. Этому избранию содействовало прекрасное знание М.Ф. Оксиюком древних языков – греческого и латинского (из новых языков кроме русского и украинского он владел польским и немецким). В 1913 г. было опубликовано сочинение «Теопасхитские споры», в котором М.Ф. Оксиюк исследовал деятельность «скифских монахов» во главе с Иоанном Максенцием в 518–523 гг. В сочинении рассматривал проблему теопасхитских споров с исторической и догматической сторон, а также анализировал произведения Иоанна Максенция. По мнению М.Ф. Оксиюка, теопасхитская формула «unum e Trinitate crucifixum esse» («Один из Святой Троицы пострадал (был распят»)) представляет собой «догматическое положение, обнимающее собой всё Домостроительство нашего спасения, начиная с акта воплощения Христа Спасителя и кончая Его Голгофской жертвой». В 1914 г. была издана экзегетическая работа М.Ф. Оксиюка «Учение святого апостола Павла об оправдании», посвящённая толкованию отрывка Рим. 3:21–26, главным образом, на основе филологического анализа текста. По словам автора, апостол видит оправдание «в восстановлении нарушенного через грех союза между Богом и человеком»; грех стал препятствием для любви Божьей к людям и людей, уклонившихся от исполнения воли Божьей, к Богу. Излагая учение об оправдании, М.Ф. Оксиюк писал о необходимости примирения Бога с людьми через изменение отношения к ним Бога, об удовлетворении, принесённом крестной Жертвой Христа божественному правосудию, т.е. в целом придерживается терминологии юридической теории искупления. Человек же примиряется с Богом через деятельную веру, преданность Христу и готовность исполнять Его Евангелие. Оправдание путём веры – милостивый дар любви Божьей к человеку.

 



 
PR-CY.ru