МАКАРИЙ, Оксиюк Михаил Фёдорович - Страница 7

Вопрос о проведении Собора, на котором следовало заявить о воссоединении униатов с Русской православной церковью, был решён положительно. Надежда на проведение епархиальных собраний не оправдалась: на них могло обнаружиться, что среди священников нет единства. Кроме того, решение Собора всей греко-католической церкви выглядело бы более авторитетным, в том числе для монастырей. 24–25 февраля 1946 г. во Владимирском соборе Киева была совершена хиротония принявших монашество Антония (Пельвецкого) во епископа Станиславского и Коломыйского и Михаила (Мельника) во епископа Самборского и Дрогобычского. Хиротонии возглавил митрополит Иоанн (Соколов) в сослужении Макария (Оксиюка). В отчёте в Москву П.С. Ходченко уточнял: «Будущие православные епископы после решения Собора должны будут производить «неприятную» работу: противников или «нежелательных» священников смещать, отстранять, переводить и на их место подбирать и садить таких, что обеспечат линию патриархии. Это дело будет обеспечено при условии помощи Львовскому епископу Макарию со стороны епископов, бывших униатских священников, которые «точно» знают состав присоединившегося униатского духовенства». Львовский церковный Собор греко-католической духовенства проходил в кафедральном соборе св. Георгия 8–10 марта 1946 г. В нём участвовало 216 священнослужителей и 19 мирян. В числе делегатов были епископы Михаил (Мельник) и Антоний (Пельвецкий). Председательствовал протоиерей Г.Ф. Костельник. Русскую православную церковь на Соборе представляли митрополит Иоанн (Соколов), а также почётные гости: Макарий (Оксиюк) и протоиерей Константин Иванович Ружицкий, управляющий делами Киевского экзархата, который выступил на Соборе с докладом «Русская Православная Церковь в её борьбе за Святое Православие». Макарий (Оксиюк) в своём Слове провёл параллель между Торжеством Православия после седьмого Вселенского Собора и «нынешним торжеством». 9 марта под руководством Макария (Оксиюка) был совершён чин воссоединения делегатов от греко-католического духовенства. Собор принял постановление о ликвидации Брестской унии. От имени Собора были направлены обращения к И.В. Сталину и Н.С. Хрущёву, телеграмма председателю президиума Верховного Совета УССР Михаилу Сергеевичу Гречухе, обращения к Константинопольскому патриарху Максиму V и «духовенству и верным греко-католической Церкви в западных областях Украины». Также было направлено послание патриарху Алексию I (Симанскому), в тот же день был получен его ответ – грамота на русском языке, которая была зачитана Макарием (Оксиюком) перед Собором в переводе на украинский язык. В неделю Торжества Православия была отслужена литургия, и зачитан соборный акт. 5 апреля 1946 г. протоиерей Г.Ф. Костельник и епископы Михаил (Мельник) и Антоний (Пельвецкий) прибыли в Москву, где были приняты патриархом Алексием I (Симанским), а затем Г.Г. Карповым (Г.Ф. Костельника патриарх наградил саном протопресвитера). Согласно опубликованной Богданом Боцюрковым докладной записке первого секретаря Львовского обкома компартии Ивана Самойловича Грушецкого от 30 марта 1946 г. на имя Н.С. Хрущёва, протоиерей Г.Ф. Костельник явно переоценивал своё влияние: «Костельник считает епископа Макария «блаженным дураком», человеком недалёким и ограниченным: “Моя функция, – утверждает Г.Ф. Костельник, – теперь влиять через Макария на... положение духовенства и церкви”» (Государственный архив Львовскй области).

 



 
PR-CY.ru