МАМАНТ - Страница 14

Готическое искусство повлияло на икону конца XIII – начало XIV вв. из церкви Панагии Кафолики в Пелендри, ренессансное – на икону XVI в. из местного ряда иконостаса церкви Панагии Кафолики в Пелендри. На ней изображённый натуралистично лев повернул голову к всаднику и лижет его локоть, святой представлен в образе идеального прекрасного юноши, его взгляд направлен на молящегося. Итальянское искусство повлияло на росписи, исполненные живописцем Филиппом Гулом в церквах Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати; 1494 г.) и святого Маманта в Луварасе (1495 г.), где также неизменно присутствуют изображения Маманта на льве. По мнению исследователей, есть вероятность, что иконография Маманта на льве была известна на Кипре уже в XI в., когда мощи святого привезли на остров спасавшиеся от сельджуков беженцы из Сирии и Малой Азии. Европейцы же познакомились с этой иконографией позже, в эпоху Крестовых походов и в период образования государств крестоносцев на Ближнем Востоке (Кипр, Палестина). Таким образом, венецианская живопись в XV в. могла послужить напоминанием, благодаря которому существовавшая на Кипре традиция получила второе рождение. Исследователи отмечают, что поздние примеры иконографии Маманта на льве нередко совмещают с образами других святых, например, Иоанна Спостника (1792 г., Киккский монастырь) и Димитрия Солунского, который убивает Калояна (1854 г., икона школы Корнаро из церкви святой Варвары в селе Айия-Варвара). На двухсторонней иконе (XIX в., церковь святого Димитриана в Дали) с обеих сторон, но в разной технике (живописно и в рельефе), изображён Мамант на льве. По мнению исследователей, в ХХ в. на Кипре была написана так называемая народная икона, привезённая в Кесарию Каппадокийскую (ныне Кайсери), а затем вывезенная владельцем после обмена населением в 1924 г. в Афины. В греческом мире в поствизантийской живописи исследователи также встречают изображения Маманта на льве: в росписи в монастыре Дохиар на Афоне (1568 г.); в росписи церкви архангела Михаила на Родосе (вторая половина XVII в.); на иконе, написанной в Константинополе или в Малой Азии (XVIII в., церковь Великих Таксиархов в Неос-Мармарасе, полуостров Ситония); в итальянском ренессансном искусстве (на упомянутом венецианском полиптихе); на миниатюре с донатором (около 1463 г. из рукописи «Миссала» и «Псалтири»). Исследователи отмечают, что существует тип иконографии, представляющий Маманта на фоне пейзажа, среди пасторальных сцен, с ланями. Он возник в столичном искусстве эпохи македонского ренессанса и известен исследователям, в основном, по миниатюрам из «Гомилий» Григория Богослова в качестве иллюстрации к «Слову 44 на неделю новую (Фомину), на весну и память мученика Маманта». По мнению А. Марава-Хадзиниколау, возникновение этого типа изображения обусловлено спецификой текста и не представляет собой житийную сцену.

 



 
PR-CY.ru