МАМАНТ - Страница 16

Исследователям известны варианты иконографии Маманта-мученика (например, росписи церкви святого Георгия в Старо-Нагоричино (1318 г.), мастера Михаил и Евтихий; параклиса святого Димитрия в Дечанах (1335–1350 гг.); церковь Панагии Крина на острове Хиос, 1734). Именно так его предписывает изображать и «Ерминия» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.): «…Юный, без бороды». Единоличные образы Маманта в западноевропейском искусстве представлены алебастровой статуей работы скульптора Эврара из Орлеана (около 1340 г., собор в Лангре, Франция), статуями XVI в. в Сен-Маммесе (департамент Сена и Марна) и в Шаурсе (департамент Об); в алтаре-полиптихе Святая Троица, Мамант, Иаков, Зинон и Иероним из церкви Санта-Тринита в Пистое (1455–1460 гг., Национальная галерея, Лондон, художники Франческо Пезеллино и фра Филиппо Липпи, на пределле изображены сцены мучения святых) – изображения Маманта и Иакова могли быть связаны с тем, что почитание Маманта принесли паломники из Сантьяго-де-Компостела. Мамант на фоне пейзажа со львами у его ног и ангелом, вручающим ему венок, есть на одной из 15 композиций, окружающих образ Мадонны в церкви святого Стефана в Беллуно (1608 г., художник Франческо Фриджимелика Старший). Исследователи отмечают, что Маманта нередко изображали и с другими святыми. Как воин вместе со святыми Георгием и Димитрием он предоставлен на памятниках, связанных с традицией почитания святых воинов акритами. Изображение Маманта-воина со святым Меркурием исследователи объясняют тем, что местом подвига последнего также была Кесария Каппадокийская. Исследователям известны изображения Маманта с такими святыми – покровителями животных, как Иоанн Спостник, Модест и Власий, Трифон. В ряде случаев причины объединения образов святых по каким-либо признакам не всегда поддаются объяснению, исследователи связывают это с пожеланиями заказчиков (например, Мамант с пророками или с равноапостольными Константином и Еленой). Впервые сцена мученичества Маманта появилась на миниатюре из «Минология Василия II» (первая четверть XI в.): палач колет мученика копьём в живот, кровь струится; фронтально изображённый Мамант прижимает руки к животу, юное лицо его при этом безучастно, взор устремлён вверх, он одет в короткую тунику с подвёрнутыми рукавами, босой. Сцена представлена на фоне скалистого пейзажа с редкими деревцами, справа от Маманта – город, как полагают исследователи, Кесария Каппадокийская. Этот сюжет с теми или иными иконографическими вариациями исследователи находят в поздне- и поствизантийских настенных минологиях (например, вместе с Иоанном Спостником на восточной стене притвора в люнете в соборе монастыря Дечаны (до 1350 г.); в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1318). В Греции сцена мучения Маманта представлена: в монастыре Филантропинон на острове озера Памвотида (Янина; 1542 г.) вместе со сценой мучения святого Иоанна Спостника; в монастыре Преображения в Метеорах (1552 г.); в монастыре Варлаама в Метеорах (1566 г.); в парекклисионе святого Димитрия в монастыре Ватопед на Афоне (1721 г.).

 



 
PR-CY.ru