МАМАНТ - Страница 12

В позднейшем христианском искусстве Ливана исследователи часто встречают образ Маманта данной иконографии (икона «Святой Мамант на льве», конец XIX в., собрание И. Гекаса; «Святой Мамант на льве» – прорись с иконы (?) XIX в., выполненная Г.Н. Аспрудисом). Только в Ливане существует необычный тип изображения Маманта как воина, верхом на коне, убивающего льва (выполненная Г.Н. Аспрудисом прорись с иконы (?) конца XIX в.). Исследователи отмечают, что в искусстве Кипра изображения Маманта представляют самый большой пласт памятников. Наиболее ранние известны исследователям с XII в., а тип изображения Маманта на льве появился, как полагают исследователи, в XIII в. и довольно быстро распространился, став одним из любимых сюжетов на острове. Концом XIII – началом XIV вв. исследователи датируют происходящую из монастыря святого Маманта Куременоса икону святого на льве (в настоящее время находится в церкви Панагии Кафолики в Пелендри); исследователи отмечают, что её стиль близок к стилю искусства крестоносцев (есть вероятность, что икона могла быть написана для западного заказчика). На многочисленных кипрских иконах и фресках святой изображён на шагающем или даже бегущем льве; антропоморфная морда льва часто имеет глуповатое, иногда гневное или недовольное выражение. Мамант может быть подобен всаднику или восседает на спине льва, как на троне, с пастушеским посохом в руках и ягнёнком на коленях. Он юный, с растрёпанными короткими волосами, в богатом облачении, иногда в плаще поверх длинного одеяния, в ряде случаев представлен в короткой тунике и босым. На примере кипрских памятников исследователи выделяют также две иконографические разновидности изображений Маманта на льве – сидящий, как воин на коне, и восседающий, как на троне. Памятники первого типа представлены в росписях церквей: святого Маманта в Луварасе (1495 г.), Преображения в Палехори (первое десятилетие XVI в.), в кафоликоне монастыря Святого Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы (1494 г.; датировка 1505 г.), в церкви Панагии Иаматики в Аракапасе (XVI в.) и на иконах из церквей святого Маманта в Кораку (конец XV в.), святого Маманта в Морфу (XVI в.; находится in situ при саркофаге святого), святых Варнавы и Илариона в Перистероне (XVI в.), Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали (XV в.), Честного Креста в Пано-Лефкаре (XIX в.; с донатором). В ряде случаев в сегменте неба изображён Спаситель, благословляющий святого (например, роспись церкви Святого Креста (Ставрос-ту-Агиасмати); икона XVI в. из церкви святого Маманта в Морфу; икона XVII в. из той же церкви), или благословляющая десница Божья (иконы из Кораку и из Лимасола, конец XV – начало XVI вв.). Так же могут быть изображены Спаситель, символы евангелистов и коронующий ангел (настенная роспись в деревне Гайдурас (первая половина XX в.). На мраморном рельефе 1524 г. (в настоящее время в католической церкви Святого Креста в Никосии) Мамант изображён верхом на льве, с крестом, с пастушеским жезлом и ягнёнком, облачён в короткую тунику; его коронует ангел, а перед львом стоит западноевропейский донатор, сопровождаемый ангелом. Наивного стиля иконка на стекле (начало ХХ в.) из Месаории представляет святого держащим пастушеский жезл и ягнёнка в левой руке, правая поднята, возможно, в ней должен был быть крест (рисунок креста не предполагается).

 



 
PR-CY.ru