МАМАНТ - Страница 15

Так, повествование о Маманте Григорий Богослов предваряет описанием великолепной картины весеннего пробуждения природы, дня, когда празднуется память святого, который прежде, будучи пастухом, доил ланей, а ныне пасёт народы. Миниатюры исполнены в виде заставок к «Слову...», маргинальных иллюстраций, а также буквиц (инициал «Е»). Рукописи были изготовлены для представителей придворной знати, интересовавшихся классическим искусством и словесностью. Исследователи отмечают, что самое раннее единоличное изображение Маманта находится в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII в.) – сохранились голова святого и именующая надпись. Лучше сохранилась фреска с образом святого в церкви святого Стефана в Кастории: в слое X в. находится поясное изображение Маманта в виде мученика, в хитоне и гиматии, в правой руке он держит крест, левая рука на уровне груди в жесте моления. К XI в. исследователи относят фреску из церкви святой Варвары в Ладзиане близ Кисамоса, на которой Мамант представлен в паре со святым Меркурием (ныне в собрании Византийских и поствизантийских памятников в Ханье). Изображение Маманта с рогом изобилия сохранилось в куполе храма в Манглиси, Грузия (XI в.?). Согласно сопровождающей надписи на иконе, святой должен был восприниматься как символ солнца. Ряд ранних единоличных изображений юного Маманта X–XIII вв. находится в скальных церквах Каппадокии, в этой местности он пользовался особой любовью и почитанием (росписи в Элмалы-килисе в Гёреме, в Эль-Назаре, в Кылычлар-килисеси и Белек-килисе). На Кипре единоличные изображения святого исследователи встречают с XII в. В росписи полуразрушенной церкви Панагии Кофину (XII в.) Мамант изображён в роскошных одеждах, с серьгой в правом ухе, держит в руках ягнёнка и посох. Он представлен также в росписи церквей Преображения (около 1280 г.); святого Ираклидия в монастыре святого Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе (около 1400 г.); в кафоликоне собора монастыря Панагии Амасгу близ Монагри (1463 г.) – в рост; в церквах архангела Михаила в Педуласе (1474 г.) – полуфигура, Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали (XVI в.). Из церкви святого Маманта в Перистероне происходит большого размера икона этого святого (XVI в.). В Греции единоличные (как правило, ростовые) изображения Маманта исследователи встречают с XIV по XIX вв. На островах (в частности, на Крите) его почитание связано с миграцией христианского населения из Малой Азии и Каппадокии; по сохранившимся изображениям Маманта прослеживаются перемещения мигрантов в средневизантийский период и распространение почитания святого на север Греции и в Западную Европу. Предпочтительными здесь стали два варианта иконографии: Мамант-пастух, с ягнёнком на руках и с посохом (церковь Митрополии в Мистре, 1272–1288 гг.), при этом могут сохраняться богатые одежды, принятые при дворе (фреска в церкви святителя Николая «стис Маруленас» в Мегали-Кастании, полуостров Мани, XIII в.), или Мамант-воин в доспехах, с копьём, щитом и мечом, что может быть связано с его почитанием среди воинов-акритов, потомки которых попали в XI в. на Крит (церковь Спасителя в Кефали, подобласть Ханья на Крите, 1319–1320 гг.).

 



 
PR-CY.ru