МАМАНТ - Страница 13

Исследователи отмечают, что к наиболее ранним примерам памятников второго типа принадлежит икона начала XIV в. из монастыря святого Маманта Куременоса в Амиантосе. Сохранность ранней фрески с образом Маманта в церкви Пресвятой Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе близ Пафоса (XII в.) не позволяет исследователям определённо судить об иконографии святого, чья фигура видна по пояс, поэтому исследователям неясно, восседает он на льве или представлен стоящим в рост, а также держит ли он ягнёнка. Исследователям известны житийная икона из церкви Богоматери в Мутуласе (начало XIV в.), росписи в нартексе церкви Панагии Форвиотиссы (Асину) близ Никитари (1332/1333 г.), в церквах Пресвятой Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии (1500 г.) и Панагии Кафолики в Пелендри (начало XVI в.). Во втором типе иконографии исследователи выделяют изображения Маманта со скрещенными ногами (икона из церкви святого Маманта в Сотире (близ Фамагусты), около 1754  г.; наивного стиля икона работы художника Парфения, XIX в., частное собрание на Кипре (не опубликовано); вариация этого извода утвердилась в работах иконописной мастерской монастыря Ставровуни) и с мученическим крестом в руках (исследователи встречают редко – икона из Мутуласа; настенные росписи церкви Преображения в Палехори, 1494/1495 – 1513/1514 гг.; в наивной живописи на стекле начала ХХ в. из дома Х. Караянни в деревне Айос-Серьос). На кипрских иконах с образом Маманта XV–XVI вв. при имени святого нередко появляются эпитеты: «Чудотворец» (на иконе конца XV в. из церкви святого Маманта в Кораку; на иконе из церкви Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии; по мнению исследователей, была моленным образом у католиков, на что указывают костюмы предстоящих ктиторов (1500 г., Византийский музей фонда архиепископа Макария, Никосия) и «Мироточивый» (на иконе XVI в. из епископии Эвриху, митрополия Морфу). В XV в. на Кипре появилось много изображений Маманта, фронтально сидящего на льве. Анна Марава-Хадзиниколау предположила, что важную роль в формировании этого иконографического типа сыграло искусство итальянского Ренессанса. Исследовательница приводит примеры из итальянского искусства XV в., демонстрирующие знание итальянскими художниками иконографии Маманта. Среди них венецианский полиптих, в среднике которого Мамант представлен сидящим на льве, как на троне (художник Микеле Джамбоно, на четырёх боковых створках – сцены его Жития, художник Франческо деи Франчески). В руках у святого раскрытая книга и пальмовая ветвь, на голове шапочка (исследователи не встречают на кипрских иконах). На кипрских иконах и в настенных росписях исследователи нередко видят влияние готики и искусства итальянского Ренессанса.

 



 
PR-CY.ru