МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 9

Копьё Маврикия в Средние века было одной из важнейших инсигний германских королей и императоров Священной Римской империи (см. также ст. Копьё Святое). Первоначально оно хранилось в Бургундии, как полагают исследователи, в Агонском монастыре. В 926 г. Рудольф II, король Бургундии и Италии, передал его германскому королю Генриху I Птицелову. По свидетельству Лиутпранда Кремонского, копьё помогало владельцу одержать победу в бою; в 939 г. Оттон I использовал его в сражении против Гизельберта Лотарингского, Эберхарда Франконского и своего брата Генриха при Биртене, в 955 г. – в битве с венграми на реке Лех. Копьё, принадлежавшее германскому императору, связывалось не только с Маврикием; иногда его считали копьём Лонгина, которым пронзили тело Христа во время распятия, или копьём императора Константина I Великого. В 1008 г. святой Бруно Кверфуртский, упрекая короля Генриха II в использовании священного копья (sacra lancea) в войне против христианских правителей, связывал эту реликвию с именем Маврикия. По свидетельству Галла Анонима, во время коронации Болеслава III в Гнезно (1000 г.) император Оттон III вручил ему гвоздь из креста Христова и копьё Маврикия. В 1004 г. копьё Маврикия и гвоздь находились в распоряжении Генриха II. Согласно Адемару Шабанскому и Гуго из Флавиньи, в 1032 г. король Бургундии Рудольф III передал копьё как символ власти над Бургундией императору Конраду II. Таким образом, скорее всего, как полагают исследователи, речь шла о разных предметах, которые именовались копьём Маврикия. Авторы XI–XII вв. (в том числе Сигеберт из Жамблу) считали копьё Маврикия не столько императорской инсигнией, сколько символом непобедимости государя на поле брани. Впоследствии реликвия находилась в распоряжении династии Габсбургов; в настоящее время она хранится в Венской сокровищнице. Исследователям известно и о других реликвиях, связанных с почитанием Мавраикия. Так, в Средние века и Новое время среди инсигний Савойского дома было кольцо Маврикия.

 



 
PR-CY.ru