МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 8

На рубеже VIII и IX вв. кафедральный собор Вьенны был посвящён Христу Спасителю, Маккавеям, Маврикию и другим мученикам Фиванского легиона; в некоторых грамотах IX в. о соборе говорится как о «церкви святого мученика Маврикия». В 1251 г. новый кафедральный собор Вьенны был освящён во имя мученика. Исследователи полагают, что глава Маврикия была перенесена во Вьенну при Бозоне (с 869 г. – светский аббат Агонского монастыря; с 871 г. – графа Вьенны; в 879–882 гг. – король Бургундии со столицей во Вьенне). По его указанию святыню поместили в золотой бюст-реликварий, украшенный драгоценными камнями и увенчанный короной. Другую корону для реликвария выполнили между 936 и 938 гг. по указанию графа Гуго Арльского (в 926–947 гг. – король Италии). Средневековый реликварий, от которого к тому времени сохранились только голова и короны, был уничтожен между 1625 и 1635 гг.; череп Маврикия был утрачен во время Французской революции. В IX–X вв. особое почитание Маврикия сложилось в Дижоне, где оно было связано с аббатством Сен-Бенинь. В грамоте 876 г. упоминается о том, что монастырская церковь была освящена в честь Маврикия, который назван покровителем аббатства вместе с мучеником Бенигном в дижонской гомилии начала XI в. Впоследствии в аббатстве хранились частицы мощей Маврикия, его рог из слоновой кости и глава мученика Иннокентия. Во имя Маврикия освящены кафедральный собор в Анже, церкви в Безансоне, Реймсе, Эпинале и других городах, храмы ряда бывших монастырей (Блазимон, Эберсмюнстер). На германских землях почитание Маврикия получило распространение при поддержке императора Оттона I, который основал в Магдебурге бенедиктинский монастырь во имя мученика (937 г.), а затем – архиепископскую кафедру (968 г.). При основании монастыря из аббатства Агон в Магдебург были доставлены мощи мученика Иннокентия. В 961 г. Оттон I получил от Конрада I, короля Бургундии, часть мощей Маврикия. По свидетельству Титмара Мерзебургского, святыню торжественно встретили в Регенсбурге и отправили в Магдебург, где она хранилась в монастыре, а с 1004 г. – в кафедральном соборе. При Оттоне I и его преемниках были построены храмы и монастыри во имя Маврикия в Аугсбурге, Констанце, Миндене, Хильдесхайме и других местах. Распространение культа Маврикия способствовало тому, что мучеников, почитавшихся в различных городах, стали отождествлять с воинами Фиванского легиона, имена которых отсутствовали в агиографических сказаниях. Среди таких мучеников – Феликс и его сестра Регула, покровители Цюриха; Александр, почитавшийся в Бергамо; Верена – в Цурцахе (Швейцария); Виктор – в Женеве; Виктор и Маллоз (Маллузий) – в Ксантене; Гереон и его спутники – в Кёльне; Иннокентий и Виталий – в Ломбардии; Кассий и Флоренций –с в Бонне; Октав, Солутор и Адвентор – в Турине и т.д. Начиная с XI в. в Трире указывали места захоронения многих воинов Фиванского легиона, якобы принявших там мученическую смерть.

 



 
PR-CY.ru