МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 13

В богатом светском одеянии Маврикий изображён вместе с избранными святыми на створке алтаря работы Спинелло Аретино (Спинелло ди Лука Спинелли; XIV–XV вв., Старая Пинакотека, Мюнхен); в бархатном берете и со знаменем – на алтарной картине в паре с первомучеником архидиаконом Стефаном (XVI в., мастер Антон Вёнзам, Старая Пинакотека, Мюнхен). C иконографией великомученика Георгия Победоносца сближает изображения Маврикия, попирающего дракона, статуя высокого алтаря в церкви Санкт-Маурициус в Визентхайде (работы Яна ван дер Ауверы). В паре с великомучеником Георгием Маврикию Маврикий изображён на алтаре Трёх королей из городского собора Галле (около 1507 г., Ханс Бальдунг Грин, Государственные музеи, Берлин), где он держит знамя с имперским орлом; на этого же святого он больше всего походит в горельефе алтаря-складня из церкви деревни Вайсвайль близ Эммендингена (1515/1525 гг., сделан в Брайсгау, как полагают исследователи, в круге Бальдунга Грина, ныне в собрании Музея земли Баден, Карлсруэ). Маврикий держит знамя и щит, украшенный четырьмя фигурами орлов; с таким же знаменем и в одеждах европейской знати в сочетании с воинскими латами того времени Маврикий представлен на витраже Кёльнского собора (1507–1509 гг.). Как воин в средневековых доспехах, с мечом он изображён на многочисленных витражах XIX в. в стиле неоготики, исполненных Эженом Виолле-ле-Дюком и Альфредом Жерантом для капеллы его имени в базилике Сен-Дени, в церквах Швейцарии, например, в новой церкви его имени в Сан-Морице (1925 г., Анри Швери, Л. Хальтер), в Германии, во Франции. Сцена казни Фиванского легиона во главе с Маврикием привлекала внимание мастеров эпохи Возрождения в разных странах. Мученичество Маврикия занимает оборотную сторону алтаря из Вайсвайля, створки алтаря из церкви в баварском городе Хайльсбронне (1515 г.). Сцены обращения Маврикия в христианство папой Римским, отречения от языческих обрядов и казни легионеров во главе с Маврикием составили сюжет цикла из трёх шпалер для кафедрального собора во имя Маврикия во Вьенне (XVI в.). Как античный воин Маврикий представлен на картинах с изображением мученичества воинов Фиванского легиона кисти Понтормо (1529–1530 гг., Палаццо-Питти, Флоренция) и Эль Греко, который посвятил этой теме несколько полотен; наиболее известное и сложное по композиции было написано для церкви в королевской резиденции и придворном монастыре Эскориал в Мадриде (1580–1582 гг.; повторение – в Национальном музее искусств в Бухаресте, 1580 гг.): Маврикий молод, черноволос, с короткой бородкой, на нём синяя короткая туника и плащ. Его фигура заметна на дальнем плане среди нагих воинов, молящихся перед казнью. Похожий сюжет в антикизирующих драпировках и декорациях исследователи встречают на плафоне церкви бывшего монастыря в Эберсмюнстере (1727 г., художник Йозеф Клибер). К числу редких исследователи относят изображение мощей Маврикия (лежащий в стеклянной раке скелет в латах) на алтарном образе из приходской церкви святого Сигизмунда в Штробле, земля Зальцбурга (1760 г.), где представлено поклонение святому короля бургундов в сопровождении двух мальчиков-сыновей, убитых вместе с ним. Обращение античного воина Маврикия в христианство стало темой алтарной картины для церкви его имени в Вильготтеме (Willgottheim, Эльзас; кисти французского художника Р. Кюдер; начало XX в.).



 
PR-CY.ru