МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 3

Войско Максимиана Геркулия разбило лагерь около города Октодур, а легион фиванцев расположился неподалёку в Агауне, в долине Альп, в 60 милях от Генавы и в 14 милях от впадения реки Родан (Рона) в озеро Леман (Женевское озеро). Место было труднодоступным из-за бурного потока реки и окружавших долину скалистых гор. Когда фиванцам (как и другим воинам) было поручено разыскивать для ареста христиан, они отказались. Узнав об этом, Максимиан Геркулий велел казнить каждого десятого воина, чтобы запугать остальных и заставить их выполнить приказ. Император повторил повеление фиванцам начать преследование единоверцев и после их вторичного отказа вновь приказал казнить каждого десятого. Маврикий, военный инструктор (campidoctor) Эксуперий и штабной офицер (senator militum) Кандид укрепляли дух солдат. Они отправили Максимиану Геркулию письмо, в котором объяснили, что не намерены устраивать мятеж, но, будучи христианами, не могут подчиниться указу. Поняв, что фиванцы не собираются менять решение, Максимиан Геркулий приказал казнить весь легион. Воинов, которые, хотя и имели численное и военное преимущество, но не оказали сопротивления, закололи мечами. На месте казни оказался ветеран Виктор, который, узнав о причине гибели целого легиона, исповедал Христа и также был казнён. По преданию, в Фиванском легионе находились также воины Урс и Виктор, позднее пострадавшие в Салодуре. Впоследствии император Максимиан Геркулий был свергнут и казнён по указанию императора Константина I Великого. Спустя много лет епископу Феодору было открыто место погребения мощей мучеников; там построили базилику, которая одной стеной примыкала к скале. Среди рабочих, строивших церковь, был язычник, который уверовал во Христа после того, как ему явились мученики. Парализованная жена некоего знатного человека Квинта получила исцеление, когда её принесли в базилику мучеников. Анонимное Мученичество долгое время считалось поздней и неумелой переработкой произведения Евхерия, однако впоследствии эта точка зрения была поставлена под сомнение. Б. Круш, назвавший это Мученичество редакцией X, выделил восемь версий текста (Х1–Х8). При подготовке нового критического издания Эмиль Шевалле изучил 43 рукописи, в которых содержится текст Мученичества, и составил новую классификацию, отличную от предложенной Б. Крушем. Издатель распределил рукописи по двум основным ветвям, внутри которых выделил несколько «семей». Эмиль Шевалле пришёл к выводу, что анонимное Мученичество не зависит от сочинения Евхерия, несмотря на то что в некоторых списках добавлены заключительные главы из текста Лугдунского епископа. Исследователи отмечают, что основной сюжет анонимного Мученичества почти не отличается от Мученичества Евхерия, но начало произведения аноним написал в соответствии с имевшимися у него сведениями о походах августа Максимиана Геркулия в Галлию. Датировка анонимного Мученичества вызывала полемику между исследователями: в качестве «terminus ante quem» предлагалась дата смерти Валафрида Страбона – 849 г. (в поэме о Фиванском легионе он упоминал об отказе мучеников принести жертву идолам).

 



 
PR-CY.ru