МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 5

Историческая достоверность сведений о Маврикии и пострадавших с ним мучениках оспаривалась многими исследователями. По мнению П. Аллара, предание основано на достоверных сведениях о гибели воинов-христиан во время подавления восстания багаудов. Ф. Штолле признал историчность только трёх мучеников: Маврикия, Эксуперия и Кандида, к которым впоследствии были добавлены другие воины. Э. Эгли и Б. Круш полагали, что в предании о мучениках сохранилась память о галлах, погибших в сражении при Октодуре с легионерами римского военачальника Сервия Гальбы (56 г. до н.э.); их чтили как героев, павших в борьбе за независимость Галлии, а впоследствии ошибочно считали святыми. В конце IV в., при епископе Феодоре, было обнаружено галло-римское кладбище, которое приняли за место погребения мучеников. А. Дюфурк (1907 г.) и Жорж де Мантейе (1925 г.) отрицали достоверность сведений об Агаунских мучениках, тогда как Анри Леклерк (1932 г.) высказал противоположную точку зрения. По мнению Ипполита Делеэ, Мученичество Маврикия относилось к жанру агиографического романа. Согласно Дени ван Бершему, в легенде о Маврикии воспоминания о походе Максимиана против багаудов были совмещены с агиографическим преданием о мученике Маврикии (память 22 февраля), пострадавшем в Апамее (Сирия). Однако предположение, что в конце IV в. в Агаун могли быть доставлены частицы мощей или другие реликвии сирийского мученика, вызывает у исследователей сомнения. Д. Вудс предложил новую гипотезу: сведения о гибели легионеров были вымышлены епископом Феодором, который побуждал воинов из Фиванского отряда (Thebaei) выступить против узурпатора Евгения (392–394 гг.). Таким образом, большинство исследователей отрицают достоверность информации о мучениках, сохранившейся в агиографических сказаниях. Исследователи отмечают, что хронологические указания в источниках противоречивы. Согласно Евхерию, мученики погибли во время всеобщего гонения на христиан, инициированного Максимианом, т.е. не раньше 303 г. (преследования христиан в армии начались уже в 299 г., когда Диоклетиан и его соправитель Галерий находились в Антиохии). В анонимном Мученичестве гибель мучеников связывается с подавлением мятежа багаудов. Поход цезаря Максимиана против багаудов состоялся в 285–286 гг. (войско, скорее всего, как полагают исследователи, перешло Альпы по перевалу Сен-Бернар и достигло Октодура, после чего направилось в Северную Галлию, где находились мятежники. В источниках указано также разное количество мучеников, погибших с Маврикием: согласно Мученичествам, в Фиванском легионе было 6600 воинов, однако в некоторых рукописях анонимного Мученичества, в Иеронимовом мартирологе (V–VI вв.) и в более поздних текстах говорится о 6666 воинах. При императоре Диоклетиане численность воинов в легионах римской армии была существенно уменьшена: в I–II вв. легион состоял примерно из 6 тыс. пехотинцев, тогда как в IV в. подразделение могло насчитывать всего около 1 тыс. воинов.

 



 
PR-CY.ru