МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 2

Некоторые исследователи датируют Мученичество, написанное Евхерием Лугдунским, 443–450 гг., т.к. исповедание веры Маврикия составлено, как полагают исследователи, под влиянием полемики с арианством, которое исповедовали бургунды, после основания Бургундского королевства со столицей в Лугдуне (443 г.). Авторство Евхерия подтверждается его письмом Сальвию, епископу Октодура (ныне Мартиньи, Швейцария), которое в части рукописей следует за текстом Мученичества. В письме Евхерий сообщил о причинах, побудивших его составить Мученичество, и об использованных им источниках. По словам автора, он хотел принести литературное сочинение в качестве дара мученикам и запечатлеть в памяти последующих поколений их славный подвиг. Сведения о святых Евхерию передали достойные люди, узнавшие о них от Исаака, епископа Генавы (ныне Женева), которому о подвиге мучеников рассказывал Феодор, епископ Октодура, живший в конце IV в. Исследователи полагают, что Евхерий использовал не письменные источники, а лишь устные рассказы, бытовавшие, по крайней мере, через сотню лет после событий. Среди многочисленных переработок Мученичества Евхерия Б. Круш выделил три редакции, созданные, скорее всего, как полагают исследователи, в Агауне. В первой редакции (В) об Агауне упоминается как об «этом месте» (hic locus), при описании чудес настоящее время глаголов заменено прошедшим. В этой редакции сообщается об обретении мощей мученика Иннокентия и о перенесении их в базилику, находившуюся в Агауне, при участии Домициана, епскопа Генавы, святого Грата, епископа Августы Претории (ныне Аоста), и Протасия, епископа Октодура. Упоминание этих епископов позволяет исследователям датировать создание текста 490–520 гг. Исследователи отмечают, что в первоначальном тексте Мученичества, написанном Евхерием, и в первой редакции текста (В) говорится о том, как епископу Феодору было открыто место упокоения мучеников, и о возведении базилики в Агауне. Во второй редакции (С) описывается также перестройка базилики, предпринятая аббатом Амвросием (516–520 гг.), вторым настоятелем Агаунского монастыря. Поскольку автор редакции был современником строительства, текст принято датировать 520и гг. В третьей редакции (D) изменеё порядок последних глав: об обретении мощей мученика Иннокентия сообщается после повествования о строительстве новой базилики; в тексте упоминается о круглосуточном богослужении («непрерывной хвале» – «laus perennis») в Агаунском монастыре, основанном 22 сентября 515 г. бургундским королём святым Сигизмундом (эта редакция Мученичества обычно датируется около 600 г.). Согласно Мученичеству, составленному Евхерием, император Диоклетиан и его соправитель Максимиан Геркулий начали жестокие гонения на христиан по всей Римской империи. В помощь Максимиану Геркулию с Востока был призван так называемый Фиванский легион, в который входили 6600 воинов во главе с Маврикием, отличавшихся храбростью и благородством; они были верны как Христу, так и императору, отдавая «Кесарево кесарю, а Божие Богу».

 



 
PR-CY.ru