МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 4

Б. Круш выделил среди источников редакции Х сочинение христианского историка Павла Орозия, который называл Максимиана Геркулия цезарем до его походов против багаудов. М. Бессон и Ж.М. Тёрийа поддержали точку зрения Б. Круша и на основе филологического анализа подтвердили, что эта редакция не могла появиться раньше IX в. Л. Дюпра провёл анализ редакций Х1 и Х2, которые он считал более ранними, и пришёл к выводу, что автор анонимного Мученичества происходил из Агауна и привлёк источники, отличные от тех, которыми пользовался Евхерий. Однако, поскольку заключительная часть анонимного Мученичества повторяет Мученичество Евхерия в редакции В, исследователь предложил датировать текст Х2 490–530 гг. Датировка, предложенная Л. Дюпра, была принята другими исследователями с некоторыми уточнениями: П. Мюллер датировал текст 475–500 гг., С.Ф. Джирджис – 470 г. Антуан де Ридматтен опроверг теорию Л. Дюпра о первоначальности редакции Х2 и предположил, что автор анонимного Мученичества использовал тот же источник, что и епископ Евхерий, однако более точно следовал ему. Э. Шевалле досконально изучил историю вопроса и выдвинул предположение, что в анонимном Мученичестве представлена более ранняя версия легенды о Маврикии, чем в сочинении Евхерия (при этом исследователь датировал сохранившийся текст VI в.). В анонимном Мученичестве сообщается, что император Диоклетиан послал своего соправителя Максимиана в Галлию для подавления восстания багаудов, во главе которых стояли Аманд и Эмилий. В качестве подкрепления к Максимиану направился Фиванский легион, состоявший из 6600 воинов-христиан. Остановившись близ Октодура, Максимиан велел всем воинам совершить жертвоприношение на языческих алтарях и дать клятву, что они будут храбро сражаться против багаудов. Узнав об этом, фиванцы покинули Октодур и отправились в Агаун, находившийся от города на расстоянии 12 миль. Максимиан послал к ним легатов с приказом вернуться в боевой строй. Воинов Фиванского легиона возглавляли примицерий Маврикий, знаменосец Эксуперий и сенатор Кандид. Далее в анонимном Мученичестве повествуется о гибели фиванцев (исследователи отмечают, что эти сведения в целом совпадают с рассказом Евхерия). Пришедшего на место казни ветерана Виктора пригласили принять участие в триумфальном пиршестве. Узнав о причинах торжества и о подвиге христиан, которые отказались принести жертву идолам, Виктор также исповедал Христа и был убит. В некоторых рукописях Мученичества добавлено, что впоследствии Виктор явился во сне епископу Феодору и открыл, где находятся мощи мучеников, а тот перенёс их в построенную им базилику. Согласно другим версиям, 318 воинов из Фиванского легиона во главе с мучеником Гереоном пострадали в Колонии (ныне Кёльн). Об этом упоминал также Григорий Турский, однако, по его словам, в Колонии погибли 50 легионеров.

 



 
PR-CY.ru