МОЛЕБЕН - Страница 9

Тем самым монастырская паннихис утратила своё значение и вышла из практики. Однако она всё же сохранилась в богослужебных книгах в форме общего молебна, а также (в заупокойной версии) в форме панихиды, которая, как и общий молебен, в настоящее время считается, скорее, требой, но которая рассматривается Типиконом в качестве дополнительной службы суточного круга в пятницу вечером (исследователи также отмечают, что панихида начинается с Пс. 90 – как и древняя константинопольская кафедральная паннихис). Интересную особенность, по мнению исследователей, составляют грузинские литургические рукописи XVI–XVII вв., где служба под названием «панихида» является именно требой, но при этом существует два различных по содержанию и назначению вида этой требы: «по умершему» (или «избавляющая душу умершего от геенны огненной») и «по живому человеку». Отмена в Иерусалимском уставе паннихис как самостоятельной службы суточного круга и перенос её канона на повечерие вовсе не означали снижения роли канона в повседневной молитвенной практике. Напротив, каноны из Канонника (т.е. из книги, о которой в Иерусалимском уставе ничего не сказано) стали ключевым элементом этой практики – и в форме келейных правил, и в форме регулярно совершаемых молебнов. Так, на Руси в дониконовскую эпоху молебны пели несколько раз в неделю или даже ежедневно. Чиновники русских кафедральных соборов XVI–XVII вв. почти ежедневно упоминают молебна среди совершаемых в храме служб – либо после вечерни, либо после часов и до Божественной литургии. Согласно Чиновнику московского Успенского собора, в случае присутствия на службе самого царя после литургии специально для него молебен совершали ещё раз. Сохранилось более раннее предписание даже о ежедневном пении молебна, принадлежащее Геннадию Новгородскому и изданное в 1492 г. В нём даны указания о конкретном содержании молебна: в воскресенье на молебен положено петь каноны Благовещению и святителю Петру, митрополиту всея Руси; в понедельник – архангелам и святителю Алексию, митрополиту всея Руси; во вторник – Одигитрии и святителю Леонтию Ростовскому; в среду – Покрову, Знамению, Владимирской, Сретению (поочередно) и преподобному Варлааму Хутынскому; в четверг – Успению и Николаю Мирликийскому; в пятницу – Крестовоздвижению и Сергию Радонежскому; в субботу – Похвалы Пресвятой Богородицы (с Акафистом) и Кириллу Белозерскому. В сборнике XVI в. «Правило Молебное на четыре седмицы» (в тексте сборник также назван «Молебником») приведены различные молебные каноны на каждый день на протяжении четырёх недель, т.е. почти на целый месяц (рукопись Исторического музея). К этим и подобным им распределениям канонов по дням недели восходят аналогичные указания позднейших Канонников и Правильных канонов; с ними же опосредованно связана и современная практика чтения трёх молебных канонов при подготовке ко святому причащению. В русских монастырях в XVII в. молебен обычно совершался трижды либо четырежды в неделю. Так, в Троице-Сергиевой лавре в XVII в. в воскресенье пели молебен с каноном Пресвятой Троице и/или Благовещению Пресвятой Богородицы; в понедельник – с канонами Пресвятой Троице и какому-либо святому; в среду – с каноном Одигитрии и какому-либо святому; в пятницу – с каноном Похвалы Пресвятой Богородицы и Акафистом; в постовые дни с пением «Аллилуия» молебен не совершались.

 



 
PR-CY.ru