МОЛЕБЕН - Страница 7

Мессинский Типикон предписывает петь один из двух молебных канонов, четвёртого и четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласов (при совпадении гласа недели с четвёртым или четвёртым плагальным предписано петь канон того же гласа, в противном случае, каноны еженедельно чередуются); к сожалению, начальные слова канонов не указаны, что не позволяет исследователям их отождествить. Общую структуру службы в Мессинском Типиконе исследователи считают очевидной комбинацией двух различных чинопоследований: службы трёх антифонов (от которых остались только стихи «Слава, и ныне» с богородичнами) и чина, близкого к чину общего молебна. По мнению исследователей, три антифона являются отражением чина константинопольской кафедральной паннихис (там после Пс. 90 и входа в храм пелись три антифона – из Пс. 119, 120, 121). Вторая же часть чина содержит элементы утрени (Пс. 142, как на шестопсалмии; «Бог Господь», канон) из монастырского Часослова. Таким образом, описанный в Мессинском Типиконе порядок службы, по мнению исследователей, является комбинацией служб из кафедральной и из монастырской практик. Вероятнее всего, по мнению исследователей, и в самом Константинополе служба совершалась примерно таким же образом: в начале шествия исполняли кафедральную паннихис, а в конце – монастырскую паннихис. Дрезденский Апостол содержит ряд примеров аналогичных соединений на материале других служб, когда, например, до кафедральной вечерни согласно «песненному последованию» совершалась вечерня по чину «агиополита» («Святоградца» – иерусалимскому, т.е. монастырскому). Сосуществование элементов богослужения по чину «экклесиаста» (т.е. Великой церкви – кафедрального) и «агиополита» засвидетельствовано и в певческих книгах. Таким образом, возникновение чина молебна, скорее всего, по мнению исследователей, связано с тесным взаимодействием между кафедральной традицией («песненным последованием») и монастырскими уставами. Об этом же свидетельствуют данные древнерусских Служебников XIII–XIV вв.: в некоторых из них выписаны священнические молитвы кафедральной паннихис, причём они помещены после вечерни (которая описывается в Служебниках без присущих «песненному последованию» особенностей) и могут быть озаглавлены, по мнению исследователей, примерно так: «Егда поют канон», что, по мнению исследователей, предполагает совершение последования, аналогичного службы из Мессинского Типикона (и службы на память Феодора Тирона из Дрезденского Апостола): вечерня – три антифона (от которых в реальной практике могли остаться только священнические молитвы) – канон (по чину общего молебна). Пятничное (или субботнее, поскольку в богослужебном смысле вечер пятницы относится уже к субботе) почитание Божьей Матери не обязательно было связано с процессией либо со службой, но могло приобретать и иные формы. Так, около XI в. были созданы два канона на плач Богородицы у Креста Христова, один из которых предполагалось петь еженедельно по пятницам (что позволяло объединить традиционное посвящение пятницы Кресту с молитвой Богородице вечером в этот день), а другой – раз в году, в Великую пятницу (в современных богослужебных книгах сохраняется лишь первый из этих канонов, причём он помещён в чине повечерия самой Великой пятницы; так же и в дониконовских изданиях, но в них сохранился и второй канон, установленный на повечерие в Великую субботу).

 



 
PR-CY.ru