МОЛЕБЕН - Страница 2

Аналогичная структура чинопоследования была впервые засвидетельствована в так называемом Дрезденском Апостоле, в котором содержалось достаточно подробное описание богослужебной практики Константинополя в XI в. (исследователи отмечают, что в настоящее время рукопись, пострадавшая во время Второй мировой войны, практически нечитаема, но сохранились выписки из неё, сделанные Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским). Это описание представляло собой дополненную версию кафедрального устава Константинополя, т.е. Типикона Великой церкви. В последнем на первую субботу Великого поста кроме литургии в храме Святой Софии указана отдельная служба в церкви великомученика Феодора Тирона в Спаракиевом квартале (название квартала в русской литературе обычно передаётся как «Сфоракий»). А в Дрезденском Апостоле к этим указаниям добавлено ещё и описание литии (т.е. крестного хода) из храма Святой Софии в церковь великомученика Феодора накануне вечером, в пятницу. После окончания литии в церкви великомученика Феодора совершалось последование в его честь, очень близкое по структуре к общему молебну Божьей Матери из печатного Часослова. Совершение молебна великомученику Феодору Тирону с пением канона (но уже без чтения Евангелия) в пятницу первой седмицы Великого поста со временем стало общеправославной традицией и сохраняется до настоящего времени. Канон общего молебна Божьей Матери в Часослове («Малый молебный канон») входит в число наиболее известных исследователям памятников византийской гимнографии. Он написан на четвёртый плагальный (т.е. восьмой) глас, без акростиха, с ирмосами. Авторство этого канона приписывается «монаху Феостирикту», которого в настоящее время обычно отождествляют с жившим в VIII в. преподобномучеником Феостириктом Пеликитским. Впрочем, его авторство исследователи считают менее вероятным, чем авторство Феостирикта Студита, написавшего Житие Никиты Мидикийского (IX в.), или какого-либо ещё более позднего гимнографа. Во всяком случае, в некоторых рукописях имя автора обозначено именно как «Феостирикт Студит» (а иногда – «Феоктист Студит» либо «Феофан»; в современных греческих изданиях после указания имени Феостирикт сообщается, что «некоторые же [считают автором канона] Феофана»). Подзаголовок «молебный» имеют многие каноны и стихиры Божьей Матери (а иногда и некоторым важнейшим святым) в древнейших греческих рукописях Октоиха (который в части своих редакций даже сам обозначается как Параклитик) IX–XI вв. Канон, известный ныне исследователям в качестве «малого молебного», входит в число этих канонов. Так, он содержится в Октоихе Х в. (здесь он установлен на воскресенье), и «Тропологии» (таково самоназвание рукописи, фактически это сборник канонов различной тематики на восемь гласов; здесь канон установлен на пятницу). В славянской традиции канон засвидетельствован уже в Часословах и литургических сборниках XIII–XIV вв. Исследователи отмечают, что «Малый молебный канон» – далеко не единственное гимнографическое произведение, которое может образовывать основу общего молебна Божьей Матери. В частности, в современных изданиях Октоиха (а в греческой традиции – и других книг) для этой же службы приводится иной канон: «Молебный ко Пресвятей Богородице изрядный» («Великий молебный канон»), четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, с ирмосами.

 



 
PR-CY.ru