МОЛЕБЕН - Страница 5

В дониконовских изданиях богослужебного устава молебен упоминался ещё и в главах о возжжении свечей – предписывалось зажигать свечи перед образами тех, кому поётся молебен, но в ходе книжной справы эти указания были опущены, и в соответствующих главах исправленного Типикона молебен уже не упоминается. Исследователи полагают, что неоднозначность указаний богослужебных книг в отношении молебна связана с историей его возникновения: молебный канон в соответствующем обрамлении некогда был службой общественной, а не частной, которая совершалась регулярно, вплоть до превращения её в одну из ежедневных служб суточного круга. Как уже отмечалось выше, впервые чин, имеющий ту же схему, что и молебен, засвидетельствован в практике Константинополя XI в.: он описан в указаниях Дрезденского Апостола о порядке празднования памяти Феодора Тирона. Там этот чин стоит на месте (или после?) паннихис – дополнительной вечерней службы, которая, согласно константинопольскому Типикону Великой церкви, прибавлялась к вечерне накануне больших праздников и в дни Великого поста. При этом в Типиконе Великой церкви паннихис не предполагает исполнения главного текста молебна – канона (впрочем, как полагают исследователи, именно на паннихис могли исполняться иные развёрнутые гимнографические тексты: праздничные кондаки и Акафист Божьей Матери), а порядок кафедральной паннихис, реконструируемый по рукописям константинопольского Евхология, не имеет почти ничего общего с чином молебна. Тем не менее, происхождение молебна исследователи связывают именно с паннихис, но не в кафедральной, а в монастырской версии этой службы. Время и место возникновения паннихис исследователям неясны, однако не позднее рубежа VI и VII вв. она уже была известна в монастырях Малой Азии. В свою очередь, в Типиконе Великой церкви авторство священнических молитв паннихис приписано Константинопольскому патриарху Герману, что может указывать, по мнению исследователей, на установление этой службы в кафедральном богослужении Константинополя в VIII в. В традиции монастырей Константинополя паннихис впервые засвидетельствована с XI в. (о ней говорится в оказавшем большое влияние на последующую византийскую практику Евергетидском Типиконе, текст которого являлся переработкой Типикона малоазийского монастыря Христа Человеколюбца, т.е. отражал практику монастырей Малой Азии, что вновь может указывать на малоазийское происхождение паннихис). В частности, согласно Евергетидскому Типикону, эта служба совершалась ежедневно, сразу после вечерни и до вечерней трапезы и повечерия. Исключение составляли будние дни постов, когда отменялась дневная трапеза; в эти дни (по мнению исследователей, чтобы не откладывать единственное вкушение пищи за весь день на слишком долгое время), трапеза бывала сразу после вечерни, и паннихис отменялась. Ключевым содержанием евергетидской паннихис было именно пение гимнографических канонов: в будние дни на ней пели покаянные каноны, вечером по пятницам – заупокойные каноны, накануне воскресных дней совмещали три канона (покаянный, Божьей Матери и празднуемому событию), накануне праздников и дней почитаемых святых – каноны в честь этих праздников и святых.

 



 
PR-CY.ru