МОЛЕБЕН - Страница 3

Этот канон надписан именем Феодора Дуки Ласкаря (в 1254–1258 гг. – император Никейской империи Феодор II Ласкарь). В подлинности атрибуции у исследователей сомнений практически нет, так что канон исследователи уверенно датируют серединой XIII в. Впоследствии он получил широкое распространение у греков, но на Руси остался малоизвестен. В частности, в состав русского корпуса богослужебных книг он вошёл лишь после патриаршества Никона, начиная с первого пореформенного издания Октоиха (М., 1666 г.; в книге прямо сказано о том, что «сей канон преведеся ныне ново»; эта ремарка сохраняется в последующих изданиях вплоть до настоящего времени). Октоих предлагает чередовать за богослужением два молебных канона Божьей Матери, Малый и Великий (оба этих канона могут использоваться не только на молебне, но и в составе полиелейной утрени, предваряя собой канон празднуемого святого), но вопреки этому предписанию в русской практике в отличие от греческой канон Феодора Ласкаря используется гораздо реже Малого. Исследователи отмечают, что в русских рукописях XV–XVII вв. достаточно распространён ещё один вариант общего молебна Божьей Матери, с каноном Одигитрии, четвёртого гласа, с ирмосами. Канон надписан именем иеромонаха Игнатия. Архиепископ Филарет (Гумилевский) отождествил его с Игнатием Диаконом (в конце жизни (IX в.) митрополитом Никейским), и предположил, что создание канона было тесно связано с почитанием образа Одигитрии в Константинополе. Однако исследователи отмечают, что этот канон не засвидетельствован в греческих рукописях и не известен в южнославянской письменности, а следовательно, с большой вероятностью был составлен на Руси (хотя и по византийским моделям) – исследователи полагают, что Игнатием Смольнянином (ум. после 1404/1405 г.). Чин общего молебна сложился в Византии во многом в связи с почитанием Богоматери Одигитрии, что оставляет вопрос о поисхождении канона открытым. Также в составе общего молебна Божьей Матери могли исполняться и другие каноны: Похвалы Пресвятой Богородицы (т.е. канон Субботы Акафиста, обычно исполняется вместе с самим Акафистом) и другиех праздников; каноны, посвящённые определённым жизненным обстоятельствам; каноны общего характера. В рукописях и изданиях сохранилось множество канонов Божьей Матери, не предназначенных для пения в составе утрени, т.е. с неясной литургической функцией, какая-то часть которых могла предназначаться для молебна, на что указывает термин «молебный» в заглавиях многих из них. Однако в рукописной традиции эти каноны в подавляющем большинстве не оформлены как составная часть чина молебна, так что исследователи не могут связывать их именно с этой службой. В XIII в. (или даже в XII в.) из таких канонов была составлена самостоятельная богослужебная книга – «Богородичник» (в современной греческой традиции распространён ещё один аналогичный сборник, составленный Никодимом Святогорцем в XVIII в.), которая затем сама могла становиться частью Октоиха (именно так – в русской традиции).

 



 
PR-CY.ru