МОЛЕБЕН - Страница 8

С пятничным почитанием Божьей Матери связана и практика пения Акафиста либо молебного канона вечером в этот день недели (а не обязательно только раз в году, в Субботу Акафиста). Так, в дониконовских богослужебных книгах исследователи неоднократно встречают указание о пении в пятницу молебна с «каноном Акафиста», в современной греческой традиции принято исполнять вечером в пятницу молебный канон Божьей Матери, а в первые четыре пятницы Великого поста – Акафист, по частям. После завоевания Константинополя в 1204 г. и последовавшего в 1261 г. возвращения его в руки византийцев богослужебные традиции существенно изменились. В частности, образ Божьей Матери Одигитрии, и до того обладавший большим значением для константинопольцев, стал выноситься на улицы города еженедельно по вторникам, с торжественной процессией (за исключением периода между четвергом Великого канона и Пасхой, когда образ пребывал во Влахернском дворце). Эта традиция сохранялась до падения Константинополя в 1453 г. Само вступление Михаила VIII Палеолога в освобождённый Константинополь 15 августа 1261 г. было оформлено как богослужебная процессия с иконой Одигитрии. При преемнике Михаила VIII Андронике II весь август, с его праздником Успения Пресвятой Богородицы, был посвящён Божьей Матери. С этим было связано установление традиции ежедневного совершения общего молебна Божьей Матери во все дни августа. В греческой практике и в настоящее время считается обязательным для всех верующих ежедневное совершение молебна Божьей Матери, с Малым и Великим молебными канонами поочерёдно, в период Успенского поста. Исследователям известны особые композиции, созданные в рамках этой традиции: например, цикл из восьми «канонов молебных по гласам в честь Одигитрии, для пения по вечерам в пятнадцать дней месяца августа прежде славного и почитаемого Её Успения», принадлежащий Марку Эфесскому. Вместе с тем в палеологовскую эпоху старые обычаи кафедрального богослужения Константинополя, включая и чин паннихис, были окончательно забыты, а в монастырях Византии был повсеместно введён Иерусалимский устав, также не предполагавший совершения ни паннихис, ни службы. В результате молебные каноны, некогда предназначавшиеся для этих служб, вошли в состав повечерия (ср. упомянутое выше указание девятой главы Типикона), что не было исключительным нововведением Иерусалимского устава (как уже было отмечено выше, практика переноса канона паннихис на повечерие в дни постов отражена уже в Евергетидском Типиконе). Согласно действующему ныне богослужебному уставу, на повечерии всегда (за исключением Светлой седмицы) должен исполняться канон: обычно это канон Божьей Матери (из Богородичника, т.е. из Октоиха, по гласу и дню недели), в особых случаях – иные каноны, а именно: в предпразднства Рождества Христова, Богоявления и Преображения – дву-, трипеснцы и каноны, созданные по образцу канонов Страстной седмицы; на первой седмице Великого поста – Великий канон Андрея Критского; в другие седмицы Великого поста – каноны святых из Минеи, чьи службы пришлось отменить в силу празднования триодных памятей; на Страстной седмице – трипеснцы и каноны Андрея Критского, а также канон на плач Богородицы (в Великую пятницу); в период Пятидесятницы, начиная со второй седмицы по Пасхе, – три- и четверопеснцы Иосифа Песнописца, совмещаемые с канонами Божьей Матери из Богородичника; в случае совпадения памятей многих святых на повечерие предписывается переносить каноны, которые невозможно исполнить на утрене.

 



 
PR-CY.ru