ЛОПАТИН Лев Михайлович - Страница 9

В контексте темы теодицеи Л.М. Лопатин обращался к идее всемогущества Бога. Подвергая критике теологические концепции, в которых всемогущество полагается главным качеством Бога, Л.М. Лопатин настаивал на том, что идея всемогущества порождает неразрешимые противоречия и поэтому не должна использоваться в богословии и философии; Бог не может делать того, что находится в противоречии с Его сущностью. «Христианский богослов глубоко возмутился бы и счёл явной ересью, если бы кто-нибудь стал доказывать, что Бог только актом своего случайного произвола существует в трёх лицах, что по своему всемогуществу он может уничтожить в себе любую ипостась, или даже вообще всего себя уничтожить, или, по крайней мере, одарить себя совсем другими качествами и другой природой». Ограничение содержания понятия «всемогущество» ведёт Л.М. Лопатина к признанию того, что Божественная свобода, не являясь произволом, содержит в себе элемент необходимости, который наглядно проявляется в отношении Бога к миру. По мысли Л.М. Лопатина, это отношение можно без противоречий описать только как «вечно живую любовь и благую волю». «А такое моральное отношение Божественного источника к своему созданию уже не позволяет видеть в существующей вселенной только случайный плод чистого произвола и прихоти; в возникновении мира заключается тогда своеобразная необходимость. Для Бога, который есть любовь, ничего не творить и оставаться в состоянии безразличной потенциальности значило бы не быть самим собой». Л.М. Лопатин высказывал идею добровольного самоограничения Бога в Своём отношении к твари (см. ст. Кеносис). Создав Своей свободной волей свободные существа (субстанции), Бог не может уничтожить или ограничить их свободу, «поэтому Бог в проявлениях Своей благой воли ограничен реальностью твари, и эта ограниченность сказывается тем решительнее, чем большая противоположность обнаруживается между внутренними стремлениями конечных существ и единою волей в себе абсолютного духа». Поскольку свободные существа могут поставить себе целью не единство с Богом и другими существами, а исключительное эгоистическое самоутверждение, это может привести к возникновению зла, т.е. к тому, что и они сами, и мир, зависимый от них, деградируют. «Получится мир вне Бога, противоположный Божественному царству, мир розни, неудовлетворенности, страданий, – мир несовершенства и зла».

 



 
PR-CY.ru