ЛОПАТИН Лев Михайлович - Страница 3

«Основное свойство материи, – писал он, – инертная эквивалентность при внешней подвижности; основное свойство духа – способность действительного развития». Особое внимание он уделяет вопросу о взаимосвязи двух сосуществующих «миров» и объяснению причин возникновения их радикального противостояния в едином бытии. Л.М. Лопатин не смог во всей полноте решить возникающие в этом контексте проблемы. Главная из проблем, связанная с пониманием человека как духовного существа, – это проблема свободы воли или, в более точной постановке, проблема взаимоотношения однозначной причинности мира физических объектов и свободной причинности духа. Согласно Л.М. Лопатину, убеждение, что физическая, механическая причинность есть универсальная форма причинности вообще, не оставляющая места свободе воли, является следствием развития научного познания, «извлечено из данных физики»; его подлинная опора – это «закон сохранения движения, поставленный в основу объяснения законов природы ещё со времён Рене Декарта; его научное подтверждение исследователи находят лишь в явлениях вещественного мира, и оно по аналогии только переносится на явления жизни и духа». В действительности же, утверждает Л.М. Лопатин, представление о физической связи явлений возникает достаточно поздно в человеческом сознании и не является исходным, оно базируется на более глубоком, метафизическом понимании причинности, которое «не включает непременной мысли об абсолютном единообразии феноменов природы». «Всякая действительность, – писал Л.М. Лопатин, – предполагает силу, в ней действующую, – утверждающий её акт, её производящее усилие, всякая проявленная энергия подразумевает предшествующую мощь такого проявления, как объяснял причинную связь ещё Аристотель. В прирождённом каждому уму законе причинности ничего, кроме этого, и не утверждается: мы должны искать деятеля – раз дано действие». Таким образом, первичным является понимание причинности как свободы и творчества, и только это понимание допускает идею рождения нового, без которой человек не может понять ни самого себя, ни окружающий мир; в то же время механистическая концепция причинности как необходимости и повторяющейся закономерности связана только с представлением о продолжении (в неизменной сущности) уже существующих процессов и явлений. Творческий характер духовного бытия человека проявляется в любом его аспекте – от элементарных ощущений и восприятий до порывов художественной фантазии. Следует мыслить человеческое сознание не пассивным «проводником» внешних воздействий, а творческой силой, которая, откликаясь на внешние воздействия, порождает неповторимые феномены, выражающие её сущность. И чем более сложными являются феномены душевной жизни, тем более ясно и осмысленно выступает их творческая природа, выражающая творческую природу человеческого духа: «...Сознание, по всему своему существу, есть акт творческий; всякий раз, когда мы сознаём что-нибудь, чего прежде не сознавали, в нас происходит некоторое творческое действие, – новое, какого прежде не было». Л.М. Лопатин подчёркивал бесконечность творческой энергии личности: «Понятие личности не исключает бесконечности – напротив, неизбежно подразумевает её. Смысл личного бытия только в том и лежит, что конкретные формы бесконечного творчества могут быть бесконечно разнообразны».

 



 
PR-CY.ru