ЛОПАТИН Лев Михайлович - Страница 2

Всё многообразие философских систем, существовавших в истории, Л.М. Лопатин сводил к трём типам: спиритуализму, признающему, что «вся действительность – и в нас, и вне нас – в своём внутреннем существе духовна»; материализму, который утверждает, что бытие материально; и агностицизму, который признаёт подлинное бытие трансцендентным и непознаваемым для человека. Идеализм в духе Платона и Аристотеля, признающий относительную самостоятельность материи по отношению к духу, Л.М. Лопатин считал непоследовательной формой спиритуализма. Свою философию Л.М. Лопатин называл «конкретным спиритуализмом» и противопоставлял её «абстрактному спиритуализму», характерному, например, для гегелевской системы. Согласно Л.М. Лопатину, подлинная духовная сущность всего существующего обнаруживается человеком в опыте постижения собственной (т.е. конкретной) личности, а не в абстрактных понятиях «Дух» и «Разум», как в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Истоки собственного понимания основ метафизики Л.М. Лопатин находил в системах Готфрида Вильгельма Лейбница, Иоганна Готлиба Фихте и Артура Шопенгауэра; многие идеи Л.М. Лопатина перекликаются с идеями Анри Бергсона. В основе философии Л.М. Лопатина лежит убеждение в абсолютной самобытности личности человека и в абсолютном значении его духовной, творческой индивидуальности. Человеческая личность есть для него субстанциальное внутренне свободное начало, самодовлеющая монада. В связи с этим Л.М. Лопатин может быть назван одним из самых последовательных персоналистов в русской философии наряду с Н.О. Лосским, который (как и Л.М. Лопатин) обосновывал свою философию на идеях Г.В. Лейбница, и с Николаем Александровичем Бердяевым, который развивал персоналистические идеи на ином метафизическом основании. Человека в его духовной сущности Л.М. Лопатин рассматривал в качестве центра реальности. Для него «начало и основа всех вещей есть сила духовная в себе, внутренне живая и действенная до всякого воплощения в жизни природы и человечества»; и в итоге «ничего нет, кроме духа». «Во всех явлениях кругом нас, – писал Л.М. Лопатин, – реализуются духовные, идеальные силы, – они только закрыты от нас формами нашего внешнего чувственного восприятия их; напротив, в нашей душе, в непосредственных переживаниях и актах нашего внутреннего я, в его свойствах и определениях, нам открывается настоящая реальность, уже ничем не прикрытая. И то, что в этой реальности есть основного и от неё не отделимого ни при каких условиях, то должно быть основным и во всякой другой реальности, если только в мире есть внутреннее единство и если он не слагается из элементов, друг друга отрицающих». Суть личности, согласно Л.М. Лопатину, в постоянной творческой активности: «Дух сам в себе, в своей внутренней действительности есть потенция или мощь новых проявлений или новых актов, непрерывно расширяющих конкретное содержание его бытия». На основании этого определения Л.М. Лопатин резко противопоставлял мир физический (материальный) и мир духовный.

 



 
PR-CY.ru