ЛЕРЕН, Лерин, Леринский монастырь - Страница 10

Исследователи отмечают, что в тексте не упоминается о послушании, но даются советы, как бороться со страстью гнева, как хранить сердце; говорится о происхождении помыслов, памяти смертной, уподоблении ангелам. А. де Вогюэ также приписывал Поркарию «Увещевание святого Василия к духовному сыну» (компендиум из «Правил Василия», переведённых Руфином Аквилейским, «Жития Антония» и посланий Павлина Ноланского), которое по структуре и некоторым выражениям совпадает, по мнению исследователей, с «Monita». К числу уставов, составленных под влиянием леринской традиции, А. де Вогюэ относил «Восточное правило» («Regula Orientalis»), в котором использовано «Второе правило отцов», а также «Третье правило отцов», опиравшееся на «Правило Макария», и так называемую южно-итальянскую редакцию «Правила четырёх отцов» (первый и последний памятники сохранились в единственной рукописи). В составе «Правила для дев» Кесария Арелатского есть описание богослужения по чину Леринского монастыря. В «Правиле четырёх отцов» и во «Втором правиле отцов» службы суточного круга (ordo psallendi) упоминаются, но их содержание практически не раскрывается. В изложении Кесария Арелатского представлен устав довольно развитых служб суточного круга – третий, шестой, девятый, часы, lucernarium (вечерня), 12-й час, ноктурны (без утрени), которые содержат псалмы, антифоны, чтения из Нового Завета («Деяния святых апостолов», «Откровение» Иоанна Богослова, Евангелие) и гимны. Используется специальная литургическая терминология: «capitellum» («псалмический стих»), «directaneus» («псалом без антифона»), «antiphonae minores» («сокращённые антифоны»), «missae» («чтения»). Подробно описываются службы на Светлой седмице начиная с первого дня Пасхи, а также указываются бдения в течение всего года. Хотя в уставе исследователям трудно отделить элементы, привнесённые Кесарием Арелатским, от собственно леринских, для исследователей очевидна его связь с восточной монашеской традицией и трудами Иоанна Кассиана. Вопросы, связанные с устройством и уставом Леринского монастыря в V–VI вв., остаются открытыми. У исследователей нет твёрдых доказательств принадлежности тех или иных текстов к леринской традиции. В аутентичных сочинениях церковных деятелей и наставников монашества, связанных с монастырём, жизнь на Лерине, как правило, описана в общих словах. Обычно считается, что на острове существовал общежительный монастырь (киновия), а вокруг него и на соседних островах находились жилища «отшельников», причём некоторые занимали их вместе с членами своих семей. по мнению исследователей, формы жизни леринских монахов со временем менялись в сторону консолидации общежития. Высказывалось мнение, что в ранних западных монастырях отсутствовали письменные уставы, а сохранившиеся тексты имели не столько нормативное, сколько поучительное значение.

 



 
PR-CY.ru