ЛЕРЕН, Лерин, Леринский монастырь - Страница 4

Иларий неоднократно смещал неугодных ему епископов (например, Арментария Эбредунского (Амбрёнского)), назначая вместо них своих ставленников, однако Хелидоний воспротивился его действиям и апеллировал к Папскому престолу. Так же поступил епископ Проект, возмущённый самоуправством Илария: когда Проект был тяжело болен, Иларий рукоположил на его кафедру своего ставленника, не дождавшись кончины законного епископа. Подобные действия Илария способствовали возникновению оппозиции, как полагают исследователи, во главе с митрополитами Акв Секстиевых (ныне Экс-ан-Прованс) и Нарбоны, а также епископом Массилии, которые не желали уступать Арелатскому епископу свои полномочия. Папа Римский Лев I Великий, к которому обратились противники Илария, обвинил его во властолюбии, нарушении канонов и непослушании Папскому престолу. Понтифик лишил Илария прав митрополита и запретил ему созывать Соборы (это решение было подтверждено эдиктом императора Валентиниана III на имя полководца Аэция). Обострению отношений «леринской партии» с Папским престолом способствовали разногласия, вызванные учением Августина Блаженного о первородном грехе, благодати и предопределении. Самое раннее свидетельство об этих спорах содержится в письмах Проспера Аквитанского и Илария из Массилии Августину Блаженному (около 426 г.). В 431 г. папа Римский Целестин I упрекнул галльское духовенство за нападки на учение Августина Блаженного. Против этого учения выступал не только Иоанн Кассиан, но и богословы, связанные с Леринским монастырём, – Винцентий и Сальвиан, а также Фавст Рейский и Валериан Цемельский. Проспер Аквитанский, ревностный последователь Августина Блаженного, обвинял их в ереси пелагианства и называл «полупелагианами». Однако ересь не фигурировала среди обвинений, которые папа Римский Лев I Великий выдвинул против Илария Арелатского. Впоследствии Фавст Рейский не только полемизировал со сторонниками Августина Блаженного, но и способствовал осуждению пресвитера Луцида, который придерживался радикального мнения, отрицая значение человеческой воли для спасения. В V в. выходцы из Леринского монастыря получили известность как богословы, экзегеты и авторы аскетических произведений. По свидетельству Илария Арелатского, среди сочинений святого Гонората были письма и проповеди, но эти труды не сохранились. Самое значительное сочинение святого Илария – «Слово о жизни святого Гонората» ). Среди трудов Евхерия исследователи выделяют аскетические трактаты «Похвала пустыне» и «О презрении к миру и земной премудрости». Сальвиан Массилийский в сочинении «Об управлении Божьем» доказывал, что причиной кризиса Римской империи было нечестивое поведение её жителей. Основные труды Винцентия Леринского и Фавста Рейского посвящены богословским проблемам. Гипотеза А. Дюфурка, согласно которой в V в. монастырь был важным центром агиографического творчества, не получила признания исследователей. Осуждение святого Илария Арелатского папой Римским Львом I Великим положило конец попыткам леринских монахов установить контроль над Галльской церковью. Признаком распада «леринской партии» после кончины Илария (449 г.) и перехода значительной части Галлии под контроль варварских правителей стали участившиеся разногласия между церковными иерархами. В 450 гг. спор между леринским аббатом Фавстом и Феодором, епископом города Форум Юлия, о юрисдикции над монастырём привёл к серьёзному конфликту.

 



 
PR-CY.ru