ЛЕРЕН, Лерин, Леринский монастырь - Страница 8

По мнению А. Мундо, «Правило четырёх отцов» было составлено лишь во второй половине V в. Ж. Нёвиль, датировавший устав второй четвертью или серединой V в., полагал, что он был создан не в Леринском монастыре, а в Италии, т.к. в тексте приведены цитаты из псалмов по так называемой Римской Псалтири. Наиболее критическую позицию по отношению к теории А. де Вогюэ занял Ж.П. Весс. Он отметил, что леринские деятели иногда пользовались псевдонимами (например, Сальвиан Массилийский называл себя Тимофеем, а Винцентий Леринский – Перегрином), но в «Правиле четырёх отцов» псевдонимы не соответствуют реальным личностям авторов-составителей. Подобный приём использовался, например, в некоторых литургико-канонических памятниках, где для придания авторитета наставлениям использовалось фиктивное апостольское авторство. В данном случае авторитетом для составителя правил выступали именно египетские отцы. О двух Макариях на Западе узнали из «Истории египетских монахов» Руфина Аквилейского, однако, по мнению Ж.П. Весса, перечисление имён Серапиона, Пафнутия и двух Макариев связано с публикацией в 420 гг. третьей книги «Собеседований» Иоанна Кассиана. Следовательно, «Правило четырёх отцов» не может считаться первоначальным леринским уставом. Иоанн Кассиан посвятил третью книгу «Собеседований» аскетам Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору (впоследствии епископ города Форум Юлия). По его словам, Феодор основал общежительный монастырь, а прочие аскеты имели опыт как общежития, так и отшельничества, в том числе на островах. Таким обрзом, в V в. Леринский монастырь был не единственной в Южной Галлии киновией, с которой были связаны жившие на островах отшельники. Для одной из таких обителей могло быть предназначено «Правило четырёх отцов». Согласно «Правилу четырёх отцов», братия должна жить под руководством единого главы в доме, который находится в «пустыне». Основа общежития – послушание. Глава общины не должен быть лицеприятен, ему следует одинаково относиться ко всем. Он возглавляет псалмопение. От него зависят принятие и испытание новициев, которые могут быть как бедными, так и богатыми. Акцент делается на гостеприимстве в обители, в том числе внимании к монахам-странникам и клирикам. Пост совершается ежедневно до девятого часа. Монахи занимаются ручным трудом. Если община многочисленна, то на каждую неделю избирается брат-эбдомадарий. Из монастырских должностей упоминается келарь. В уставе содержатся предписания относительно наказаний за различные прегрешения. Устав полагается читать ежедневно. По ряду признаков (в частности, акцент на принятии гостей) правила соответствуют тому, что исследователям известно о Леринском монастыре по другим источникам. Но на Лерине жили, в основном, аристократы и члены их семей, которые придавали большое значение молитве, посту и духовному созерцанию, тогда как в уставе подчёркивается важность физического труда. А. де Вогюэ связывал с Леринским монастырём также «Второе правило отцов». Текст состоит из семи глав (всего 46 стихов).

 



 
PR-CY.ru