ЛЕРЕН, Лерин, Леринский монастырь - Страница 6

Исследователи отмечают, что аскетическое учение последователей святого Гонората получило отражение, прежде всего, в трактате Евхерия «Похвала пустыне», который считается программным текстом леринского монашества. Поводом для написания трактата послужило возвращение святого Илария из Арелата в Леринский монастырь после избрания святого Гонората на епископскую кафедру. Евхерий описывал «пустыню», под которой подразумевался, в первую очередь, Лерин, как идеальное место для аскетических подвигов. Эту «пустыню» Бог указал Гонорату, который желал «отделиться от мира преградой моря». По словам Евхерия, Иларий удалился «из дома своего и от своей родни в великое море» и обрёл там «великую пустыню». «Пустыня» создана Богом для избранных, желающих спастись и стать святыми. Леринские авторы уподобляли её тихой гавани, приюту для странников, спокойному убежищу для мятущихся и растерянных людей. Впоследствии Кесарий Арелатский уподоблял леринскую «пустыню» матери и кормилице, а Фавст Рейский называл её «школой Христа». Используя аналогии из Священного Писания, леринцы сравнивали аскетов с народом Израиля, покинувшим Египет и странствующим по пустыне. Иларий и Фавст описывали Гонората как «нового Моисея», указавшего путь «новому Израилю». Евхерий напоминал Иларию: «Странствуя в пустыне с Израилем, ты достигнешь обетованной земли с Иисусом». Он называл леринскую «пустыню» «временным отечеством» людей, покинувших земную родину, чтобы стать святыми. Однако «пустыня» – место не только духовного странствия, но и духовной борьбы: там Христос преодолел искушения и победил сатану (Мф. 4:1–11; Лк. 4:1–13). Поэтому леринские авторы называли монахов Божьим воинством, сопоставляли их жизнь с воинской службой, а монастырь – с военным лагерем. Эннодий в «Житии святого Антония Леринского» именовал монахов «легионом Господней паствы». В то же время леринцы считали «пустыню» местом, исполненным благодати, расположенным между небом и землёй. Они представляли Лерин как «cвятой остров», «земной рай» (paradisus saeculi), где живут люди, подобные ангелам. Эннодий называл Лерин «кормилицей святых» (nutrix sanctorum). Леринские монахи считали своими предшественниками египетских подвижников. Иоанн Кассиан утверждал, что Гонорат и Евхерий вдохновлялись примером первых монахов, жизнь и учение которых он описал в «Собеседованиях», а Евхерий высказывал намерение посетить Египет. По словам Евхерия, уединённые кельи леринцев напоминали Египет, перенесённый в Галлию. Обращаясь к Фавсту Рейскому, Сидоний Аполлинарий представлял леринских монахов наследниками древней аскетической традиции, восходившей не только к египетским подвижникам, но и к пророку Илии и Иоанну Крестителю. Он утверждал, что леринский монах Антиол воздержанием превзошёл «архимандритов Мемфиса и Палестины».

 



 
PR-CY.ru