ЛЕРЕН, Лерин, Леринский монастырь - Страница 11

К концу VI в. исследователи относят данные, позволяющие предположить, что монашеская дисциплина на Лерине ослабла. Святой Аттала, долго живший в монастыре, покинул обитель из-за распущенности монахов и отправился к святому Колумбану в Луксовий (см. Люксёй). В 600 г. папа Римский Григорий I Великий (590–604 гг.) велел аббату Конону восстановить дисциплину, подорванную неразумными действиями его предшественника (понтифик также рекомендовал Конону «нашего сына пресвитера Колумба», которого исследователи отождествляют со святым Колумбаном). Однако в VII в. Леринский монастырь по-прежнему обладал определённым авторитетом и привлекал людей, стремившихся к аскетическим подвигам. Так, святой Ромарик, приближённый короля Австразии Теодориха II, пожелал стать монахом и решил отправиться на Лерин. В середине VII в. на острове провёл два года святой Бенедикт Бископ, который впоследствии вернулся в Британию и основал монастырь Ярроу-Вермут. Исследователи считают, что в VII в. в Леринском монастыре был введён Устав святого Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский) или смешанный устав святых Бенедикта и Колумбана. Многие исследователи связывали это с деятельностью аббата Айгульфа. Однако в Житии Айгульфа, составленном во второй половине IX в. агиографом Адревальдом из аббатства Флёри, о введении тем бенедиктинского устава не говорится. Адревальд утверждал, что Айгульф был монахом во Флориаке (Флёри; ныне Сен-Бенуа-сюр-Луар) и доставил туда из Италии мощи святого Бенедикта (ср. сказание о перенесении мощей Бенедикта, также составленное Адревальдом; исследователи отмечают, что в более раннем сказании нет упоминаний об Айгульфе). По просьбе насельников Леринского монастыря франкский король назначил его аббатом, чтобы восстановить порядок в обители. Однако часть монахов во главе с Аркадием и Колумбом подняли мятеж. При поддержке Муммола, «принцепса» города Ницерия, эти монахи взяли Лерин под контроль. Айгульф и его сторонники были заключены в темницу; их ослепили и вырезали им языки. Перед праздником Пасхи их отвезли на остров Капразия, а затем убили на острове Аматуне, «расположенном между Корсикой и Сардинией». Узнав о гибели Айгульфа, его преемник Ригомир велел перенести мощи мучеников на Лерин. В перенесении мощей участвовала некая аббатиса Ангарисма, названная в Житии ученицей Айгульфа (сокращённое изложение есть в анонимном «Житии Айгульфа», составленном, как полагают исследователи, в XI в.). Предание о гибели Айгульфа могло быть вымышлено Адревальдом (в пользу этой версии говорят топонимы, которые исследователям трудно отождествить с реальными местами, – Ницерия (в рукописях также Узея и т.д.), Капразия (Капрассия), Эфес, Аматуна (Амаритина)).

 



 
PR-CY.ru