ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 10

Так, в Четьих Минеях священника Иоанна Милютина (Исторический музей, около 1647 – 1648 гг.) к этой дате приурочен перевод собрания афонских легенд «Patria» («Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския»), где Лазарь фигурирует в начальной и заключительной частях. В Четьих Минеях Димитрия Ростовского остался лишь один праздник, связанный с Лазарем, – 17 октября, который впоследствии вошёл в современный календарь РПЦ. Частицы мощей Лазаря неоднократно привозили в Москву в XVI–XVII вв. из разных мест православного Востока: в 1585 г. – афонским старцем Нифонтом от Константинопольского патриарха (часть главы), в 1630 г. – архимандритом Максимом Никольским из монастыря в Ставруполе, в 1645 г. – архимандритом Варфоломеем от Александрийского патриарха. В музеях Московского Кремля хранятся реликвии, включающие небольшие фрагменты мощей Лазаря: воздвизальный крест второй половины XII – первой четверти XIII вв., панагия Ивана IV Васильевича Грозного XVI в., крест-мощевик второй половины XVII в. В настоящее время частицы мощей Лазаря находятся в Кийском кресте патриарха Никона в церкви Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Посвящение церквей и монастырей во имя Лазаря не получило сколько-нибудь широкого распространения у православных балканских славян. На Руси монастыри во имя Лазаря сравнительно немногочисленны, но известны исследователям с домонгольского времени. В 1114 г. упоминается женский монастырь в Киеве («Полное собрание русских летописей», том 2). В Великом Новгороде Лазаревский монастырь в Неревском конце существовал не позднее рубежа XII и XIII вв. (а возможно, ещё в конце XI в., как полагают исследователи). В дозорной книге Ростова 1619 г. упоминается монастырь во имя Лазаря «на убогих домах». Лазаревский монастырь в Пскове известен исследователям в документах с 1630 г., в 1695 г. приписан к архиерейскому дому. Храмы, посвящённые Лазарю, известны исследователям на Руси обычно в крупных городах. В Москве придел во имя Лазаря в кремлёвском храме Рождества Богородицы «на сенях» известен исследователям с 1393 г. («Полное собрание русских летописей», том 11), не позднее 1610 гг. упоминается соимённый придел в церкви Сретения «на сенях». В Пскове храм во имя Лазаря (известен исследователям не позднее 1480 г.) стоял на посаде в Запсковье («Полное собрание русских летописей», том 5, выпуск 2). Церковь во имя мученика Антипы и Лазаря (летний храм XVII в.) стоит на посаде в городе Суздале. У балканских славян (Болгария, Македония, Центральная Сербия и Северо-Восточная Босния) распространён обряд «лазарки» (в Сербии чаще именуемый «кралице»), совершаемый во время Великого поста, в Лазареву субботу. Он близок по типу к рождественскому колядованию, но совершается исключительно девочками и незамужними девушками, которые ходят с танцами и песнями по домам, высказывая благопожелания хозяевам и получая за это в подарок продукты (яйца, муку, крупу и т.п.). Обряд носит характер инициации.

 



 
PR-CY.ru