ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 3

Истолкованию воскрешения Лазаря была посвящена, по меньшей мере, 31 гомилия на греческом языке, при этом наибольшая часть из них (13 гомилий) сохранилась под авторством Иоанна Златоуста. Некоторые до сих пор не изданы и сохранились только в рукописях, другие считаются неподлинными, например, три гомилии «О Лазаре» или гомилия «О Марфе, Марии и Лазаре». Подлинными признают два Слова Иоанна Златоуста с одинаковым названием – «О четверодневном Лазаре» («In quatriduanum Lazarum» – в русском переводе (как и в издании Жана Поля Миня) это Слово представлено как часть другого трактата. Другие гомилии, посвящённые Лазарю, были написаны Амфилохием Иконийским, Исихием Иерусалимским, Василием Селевкийским, константинопольским пресвитером Леонтием, Иоанном Эвбейским и Андреем Критским. Существуют гомилии, приписываемые Ипполиту Римскому, Александрийскому епископу Афанасию I Великому («О Лазаре и воскресении мёртвых» на коптском языке), Феофилу Александрийскому («О четверодневном Лазаре» на армянском языке), Евстафию Антиохийскому («Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестёр его» – «Homilia christologica in Lazarum, Mariam et Martham») и Титу Бострскому («Oratio in ramos palmarum»). Сохранились фрагменты гомилии о воскрешении Лазаря, принадлежащие Арависскому епископу Леонтию, и две гомилии «О воскрешении Лазаря» армянского богослова Мамбре Верцаноха (V в.). Из сочинений латинских авторов сохранились гомилия Потамия, епископа Олисипонского (Лиссабонского), и три проповеди Петра Хрисолога, епископа Равеннского. В латинской традиции представлено несколько проповедей о Лазаре, ошибочно приписываемых Августину Блаженному и Фульгенцию. Кроме того, история Лазаря рассматривается в комментариях различных авторов на Евангелие от Иоанна: Оригена, Феодора Мопсуестийского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Августина Блаженного и др. В большей части этих сочинений история Лазаря представляет для раннехристианских экзегетов и проповедников богатый материал для пространных рассуждений о действии Божественной и человеческой природ во Христе. Так, например, многие авторы специально замечают, что хотя Христос не присутствовал при смерти Лазаря по человечеству, но по Своему Божеству был везде. Остальные темы этих произведений часто связаны с рассуждениями о вечной жизни, смысле страданий, с описаниями природных аналогов воскресения и т.п.; при этом все детали евангельского повествования (например, камень у могилы Христа, погребальные пелены, поведение Марфы и Марии и т.п.) получают символическое или нравственное истолкование. Смерть и воскрешение Лазаря являются для всех авторов совершенным евангельским прообразом, указывающим на смерть и воскресение Христа. Чудо с Лазарем именуется «знамением из знамений и наиболее удивительным чудом, совершённым Христом». По мнению Иконийского епископа Амфилохия, в Лазаре содержится залог того, что находит в Христе исполнение. Практически все авторы отмечают превосходство чуда воскрешения Лазаря в Евангелии от Иоанна в сравнении с описаниями других случаев совершённых Христом воскрешений, представленных у синоптиков (Мк. 5:41–42; Лк. 7:14–15). В то же время Лазарь предображает воскресение не только Христа, но и всех христиан: Господь предобразил в Лазаре начаток нашего воскресения. Пётр Хрисолог называет воскрешение Лазаря предвкушением (gustus) будущего всеобщего воскресения. По мнению Иоанна Златоуста, Спаситель чудом с Лазарем показал и силу будущего воскресения, и, «воскресив одного, Он воскресит вселенную».

 



 
PR-CY.ru