ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный

ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный (I в. н.э.) – праведный (память в Лазареву субботу и 17 октября), епископ Китийский, «друг Божий», воскрешённый Иисусом Христом (ср.: Ин. 11:11). Имя Лазарь – сокращённый греческий вариант еврейского имени Елеазар (Бог помогает), оно встречается также в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31). О воскрешении Лазаря рассказывается только в Евангелии от Иоанна, где описание этого чуда предшествует повествованиям о крестных страданиях и воскресении Иисуса Христа из мёртвых. Лазарь жил в Вифании вместе с сёстрами Марфой и Марией (Ин. 11:1). О пребывании Христа в их доме говорится и в других Евангелиях, но без упоминания Лазаря (Мф. 26:6; Лк. 10:38–42). Когда Лазарь заболел, сёстры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божьей, дабы через неё прославился Сын Бoжий» (Ин. 11:4). Спустя два дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовёт их пойти с Ним к умершему: «...Друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11; ср.: Мк. 5:39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально – как указание на болезнь Лазаря, не понимая метафору сна как смерти. Апостол Фома говорит остальным спутникам: «Пойдём и мы умрём с ним» (Ин. 11:7–16). Навстречу пришедшему Христу поспешила скорбящая Марфа, которая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов. 19:25; Иез. 37:1–14), что её брат Лазарь будет участвовать в воскресении мёртвых в последний день (Ин. 11:24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришёл, Лазарь находился уже четвёртый день во гробе, т.е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин. 11:17, 39), тем самым евангелист подчёркивает реальность смерти Лазаря; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом три дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить. Прежде чем вернуть умершего к жизни, Христос провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин. 11:25), которую первой исповедает Марфа (Ин. 11:27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин. 11:33–35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). Когда у входа в пещеру показался Лазарь, закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идёт» (Ин. 11:44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин. 11:45). За шесть дней до последней пасхи Христос вновь пришёл в Bифанию, чтобы принять участие в праздничной трапезе, приготовленной для Него в доме Симона прокажённого, – Лазарь «был одним из возлежавших с Ним» (Ин. 12:1–2 сл.). Сестра Лазаря Марфа прислуживала за трапезой, а Мария помазала миром ноги Иисуса (Ин. 12:1–3; ср.: Мф. 26:6). Многие из народа пришли посмотреть на воскресшего Лазаря и засвидетельствовали чудо его воскрешения (Ин. 12:9, 17). Весть об этом чуде дошла до Иерусалима: первосвященники, намеревавшиеся убить Иисуса Христа (Ин. 11:46–53), замыслили убить и Лазаря, как важного свидетеля божественной власти Спасителя над жизнью и смертью (Ин. 12:9–11).

 



 
PR-CY.ru