ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 5

В коптском апокрифическом памятнике «Гомилии о жизни Иисуса» (точная датировка исследователям неизвестна, по мнению исследователей, не раньше V–VII вв.) история воскрешения Лазаря пересказывается иначе, нежели в Евангелии от Иоанна: вначале повествование идёт от лица Иисуса Христа, Который в беседе с апостолом Фомой по дороге в Вифанию подробно обсуждает предстоящее чудо. Именно апостол Фома отваливает камень от гробницы, а воскресший Лазарь с благодарностью и со славословием припадает к ногам Иисуса и доносит до Христа просьбу праотца Адама об изведении из преисподней. Чудесное избавление Лазаря от смерти сопровождается всеобщим ликованием народа: все спешат посмотреть на воскресшего, «словно пчёлы на соты». В то же время иудейские старейшины замышляют убить Спасителя за то, что Он совершил это чудо в субботу. В апокрифическом «Послании Пилата к Тиверию Кесарю» говорится, что Лазарь вышел из гроба как жених из чертога, исполненный благоухания. В «Евангелии от Никодима» (IV–V вв.) во втором разделе, посвящённом сошествию Христа во ад, представлен диалог между сатаной и персонифицированным Адом, где последний с ужасом рассказывает о том, что не смог удержать в своей власти Лазаря, которого Христос вывел из темницы, так что тот, «встрепенувшись как орёл, со всей быстротой и скоростью вскочив, прочь устремился». Ад особенно сокрушается, что и оставшиеся у него мёртвые будут также освобождены Господом от уз преисподней. Этот же диалог пересказывается в компилятивном славянском апокрифическом тексте, сохранившемся в составе Успенского сборника XII–XIII вв., – «Слове о сошествии Иоанна Крестителя во ад», – где кроме этого говорится о похищении дьяволом Лазаря и о приведении его к Аду. Властитель преисподней «крепко сгноил» тело Лазаря, но когда Спаситель воззвал к нему, то он «выскочил из гроба как лев из логова идущий на охоту» («Библиотека литературы Древней Руси», том 3). Это предание представлено на греческом языке в приписываемом Евсевию Александрийскому (V–VI вв.) апокрифическом «Слове о диаволе и Аде». О выведении Лазаря из ада также рассказывается в созданном на Руси в XII–XIII вв. апокрифическом памятнике «Слово на Воскресение Лазаря», где помимо этого отмечено, что Адам, узнав о том, что Лазарь должен быть выведен из ада, просит передать от лица всех ветхозаветных праотцев и пророков покаянную просьбу Господу о спасении всех из уз преисподней. Лазарь после своего воскрешения передаёт эту мольбу Спасителю, Который воскрешает всех оставшихся праведников («Библиотека литературы Древней Руси», том 3).

 



 
PR-CY.ru