ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 6

Центром почитания Лазаря в течение многих веков оставалась его гробница в Вифании (см. в ст. Вифания). Евангельские события, связанные с воскрешением Лазаря, вошли в богослужебный цикл (Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим), и им посвящены многочисленные гомилии церковных писателей. Тем не менее, освящение церквей во имя Лазаря исследователи встречают в Византии довольно редко. Особое распространение почитание Лазаря получило на Кипре, где, как считается, он был епископом и скончался. В ранних источниках это предание отсутствует. Епифаний Кипрский в «Панарионе» (370 гг.) ссылается на «предания» о жизни Лазаря после воскрешения, но умалчивает о Кипре. В апокрифических «Деяниях апостола Варнавы» (или «Хождение и мучение апостола Варнавы»; написаны в V в., раньше 488 г.) при упоминании Кития (ныне Ларнака) ничего не говорится о Лазаре. Паломник Феодосий в сочинении «О расположении Святой земли» (около 530 г.) утверждает, что о второй смерти Лазаря ничего не известно. Феодор Студит в «Большом катехизисе» упоминает, что Лазарь был епископом, но не уточняет, где именно. Впервые сведения о пребывании Лазаря на Кипре исследователи встречают в гомилии Иоанна Эвбейского (первая половина VIII в., сохранилась в рукописи Х в.), в последнем абзаце которой кратко говорится, что тот стал епископом на этом острове и принял мученический венец. Некоторые исследователи считали это известие поздней вставкой, но Франц Дёлгер и Хараламбос Ходзакоглу опровергли это мнение. В средневизантийский период представление о том, что Лазарь был первым епископом Кития на Кипре, получило широкое распространение, хотя существовали и другие версии его жизни: например, паломник Бернард (около 867 г.) во время путешествия по святым местам зафиксировал предание о том, что Лазарь сорок лет епископствовал в Эфесе. О рукоположении Лазаря во епископа Китийского сохранились противоречивые сведения. В «Синаксаре» Константинопольской церкви (архетип Х в.) говорится, что хиротонию совершил апостол Пётр. Традиционно считается, что Лазарь был поставлен в епископа проповедовавшими на Кипре апостолами Павлом и Варнавой (триодный «Синаксарь» Никифора Каллиста Ксанфопула, «Сокровище» Дамаскина Студита) или только апостолом Варнавой (сборник афонских преданий Patria, XV в. или не позднее начала XVI в.). В «Синаксаре» Константинопольской церкви содержится ещё одно противоречащее устоявшейся традиции сведение о том, что после своего воскрешения Лазарь прожил 18 лет, тогда как византийские авторы, следуя за Епифанием Кипрским, считают, что воскресший Лазарь прожил тридцать лет. Исследователи полагают, что автор синаксарного текста имел в виду годы епископства Лазаря в Китии. В Китии, на месте захоронения Лазаря, в VI в. была сооружена трёхнефная базилика, имевшая примерно такие же размеры, что и существующий в настоящее время храм. Она была разрушена во время арабских набегов. На месте алтаря жители построили небольшую часовню, из которой спуск вёл в подземную гробницу Лазаря. В 901/902 г. (устаревшие датировки: 890, 898 г.) на месте раннехристианской базилики был обнаружен мраморный саркофаг с мощами и надписью: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Византийский император Лев VI Мудрый перенёс мощи Лазаря в Константинополь, а на месте их обретения построил величественный храм. Однако, как следует из позднейших описаний паломников, в столицу Византийской империи была увезена только часть мощей святого, а другая часть оставалась предметом поклонения на Кипре.

 



 
PR-CY.ru