ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 11

Почитание на Западе первоначально было связано с интерпретацией воскрешения Лазаря (Ин. 11:1–45) в экзегетике, гомилетике, богослужении и иконографии. Самые ранние известные исследователям изображения этого события относятся к середине III в. (росписи в «кубикулах Таинств» А2 и А6 в катакомбах Каллиста в Риме). Начиная с IV в. сцену воскрешения Лазаря представляли на рельефах саркофагов в Риме, Галлии и Северной Африке, а также на фресках римских катакомб. Литургическое воспоминание этого события было связано с чтением Ин. 11:1–45, которое в различных богослужебных традициях было связано с разными днями Великого поста. Так, в средневековых римских лекционариях это чтение положено в пятницу после четвёртого воскресенья поста (станция в «титуле» Евсевия), в неаполитанском лекционарии VII в. – в пятницу после пятого воскресенья поста. В амвросианском обряде и в испано-мосарабском обряде память воскрешения Лазаря совершалась в «Лазарево воскресенье» (четвёртое воскресенье поста; в амвросианских книгах указана также «Лазарева суббота»). После второго Ватиканского собора воспоминание этого события и чтение Ин. 11:1–45 были перенесены на пятое воскресенье поста (в римском, амвросианском и испано-мосарабском обрядах). Установление литургического поминовения Лазаря связано с деятельностью Вьеннского архиепископа Адона (860–875 гг.). В составленный им мартиролог включены дни памяти многих святых Ветхого и Нового Заветов, при этом даты, как правило, выбраны произвольно. Так, под 17 декабря указана память «блаженного Лазаря, которого Господь воскресил из мёртвых, как написано в Евангелии, и сестры его Марфы» (поминовение Марфы и Марии, сестёр Лазаря, помещено под 19 января, память Марфы также указана 17 октября). Пытаясь обосновать нововведения отсылками к церковной традиции, Адон Вьеннский составил так называемый Малый Римский мартиролог, текст которого он якобы получил из Рима. Там также присутствует поминовение «Лазаря, которого воскресил Христос, и сестры его Марфы в Вифании». Из сочинений Адона Вьеннского память святого была перенесена в более поздние календари и мартирологи. В действующей редакции «Римского Мартиролога» поминовение Лазаря и его сестёр Марфы и Марии указано под 29 июля. В Средние века особое почитание Лазаря сложилось в Бургундии и Провансе, где хранились его мощи. Получили распространение агиографические легенды о Лазере и его сёстрах Марфе и Марии как об учениках Христа и «апостолах Галлии». Эти сказания были основаны на отождествлении Марии, сестры Лазаря, с Марией Магдалиной и с «женщиной, взятой в прелюбодеянии» (Ин. 8:2–11), впервые встречающемся у папы Римского Григория I Великого (Двоеслова) и утвердившемся в латинской экзегетике.

 



 
PR-CY.ru