ЛАЗАРЬ, Лазарь Четверодневный - Страница 7

Перенесение мощей Лазаря в Константинополь подробно описано Кесарийским епископом Арефой. Одно из посвящённых этому событию Слов было произнесено в храме Святой Софии Константинопольской, куда были доставлены мощи сразу после прибытия. Оно датируется 17 октября 901 г. Из другого Слова, помеченного 4 мая 902 г., исследователям известно, что мощи были привезены в серебряном ковчеге, который, как полагают исследователи, не был очень большим и тяжёлым, т.к. император нёс его на руках; автор также упоминает о принесении праха Лазаря. Пока строился храм во имя праведного Лазаря в местности Топи близ Константинополя, мощи этого святого находились в церкви Пресвятой Богородицы в квартале Куратора. При новопостроенном храме Лев VI Мудрый основал мужской монастырь. Согласно «Синаксарю» Константинопольской церкви и «Постной Триоди», в Константинополе от мощей Лазаря происходило множество чудес. О мощах Лазаря как о чтимой реликвии свидетельствует Аноним Меркати, однако о них не говорится в описаниях константинопольских святынь Антония Новгородца (около 1200 г.) и Стефана Новгородца (1348 или 1349 г.). Сведения о местоположении мощей Лазаря в источниках XIV в. противоречивы. Никифор Каллист Ксанфопул в Похвальном слове равноапостольной Марии Магдалине писал, что мощи находились в правой части храма. Согласно анонимному русскому паломнику конца XIV в., «Лазарь святыи, друг Божии, в правом столпе запечатан». По словам Александра Дьяка (около 1395 г.), мощи Лазаря и его сестёр были «зазданы [замурованы] в олтаре». Анонимный армянский путешественник конца XIV – начала XV вв. указывает, что мощи Лазаря находились слева от алтаря, а диакон Зосима (около 1419 г.) утверждает, что они «запечатленны в столпе». Византийские календари отмечают 17 октября перенесение мощей Лазаря в Константинополь и 4 мая освящение построенного Львом VI Мудрым храма и перенесение в него мощей Лазаря и его сестёр Марфы и Марии. В ряде византийских «Синаксарей» и месяцесловов 17 марта исследователи встречают память воскрешения Лазаря, но в современные календари она не была включена. В поздних афонских рукописях под 16 октября отмечается второе успение Лазаря. В грузинских календарях V–X вв., отражающих древнюю богослужебную традицию Иерусалимской церкви, под 7 сентября указано «в Вифании воспоминание Лазаря». В Китии продолжалось паломничество к гробнице Лазаря, а с XVI в. появляются упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме. По свидетельству римского аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625 г.), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 г. источники перестали упоминать о мощах. Исследователи полагают, что они были убраны в крипту под алтарём, где были обнаружены в 1972 г., во время работ после пожара 1970 г. На мраморной гробнице, в которой находились мощи, есть надпись, которая может быть, по мнению исследователей, искажением слова «друг», являвшегося частью прозвища Лазаря – «друг Христов». В настоящее время глава Лазаря выставлена в храме для поклонения. На Кипре с празднованием Лазаревой субботы связано множество народных обычаев. Так, в храме праведного Лазаря в Ларнаке благообразный мальчик изображал Лазаря. Его одежду украшали жёлтыми маргаритками, и он ложился на «одр Лазаря», устроенный из лавровых, миртовых и финиковых ветвей, роз и цветущих побегов апельсиновых и гранатовых деревьев. Во время чтения Евангелия, после слов «Лазаре, иди вон», на голову мальчика помещали крест, кропили его святой водой с миртовых ветвей и кадили вокруг. Когда мальчик «восставал с одра», женщины осыпали его лепестками роз, окропляли розовой водой, давали съесть какую-либо сладость, кусочек хлеба и выпить глоток вина. К церковному хору присоединялись музыканты, играющие на свирелях, скрипках и лютнях, а во дворе храма начинали раздавать праздничные угощения. Затем процессия с зажжёнными свечами до поздней ночи обходила дома, в которых устраивался «одр Лазаря». Хозяева угощали иереев и других участников процессии.

 



 
PR-CY.ru